USD 98.2804 EUR 103.2419
 

Доставка прессы — функция социальная

Мария БОРОВЕЦ
Александр Завьялов: тарифы на доставку газет на 2022 год доведены до издателей в марте текущего года, и дополнительных изменений не предполагается. Фото: Алина Полонникова
Александр Завьялов: тарифы на доставку газет на 2022 год доведены до издателей в марте текущего года, и дополнительных изменений не предполагается. Фото: Алина Полонникова

Как будет меняться почтовая служба в Новосибирской области в связи с поручением Президента РФ?

Почтовые отделения в регионе будут постепенно обновляться. О модернизации первых десяти офисов на паритетных началах договорились правительство области и руководство Сибирского управления почтовой службы.

Для газеты и ее читателей любая перемена в службе доставки чувствительна, будь то цена на услуги или скорость получения адресатом экземпляра выписанного издания. Волнует нас и состояние сельских почтовых отделений, перспектива присутствия службы на отдаленной и малонаселенной территории. На это обратил внимание и глава государства.

Напомним, Президент России Владимир Путин поручил федеральному правительству обеспечить модернизацию в 2022–2025 годах более 25 тысяч почтовых отделений в сельской местности по всей стране. В поручении премьер-министру глава государства отметил: «определив объем и источники финансирования мероприятий по докапитализации указанного акционерного общества».

В связи с поставленной перед главами регионов задачей губернатор Новосибирской области встретился с руководителем управления Федеральной почтовой службы Новосибирской области и макрорегиона Сибирь АО «Почта России» Александром Завьяловым. С ним мы и составили наш разговор: что будет сделано в свете президентского поручения в регионе уже в этом году?

Ремонты — на паритетной основе с властью

— Александр Владиславович, на встрече с губернатором Новосибирской области о чем договорились?

— Основная тема нашей встречи с главой региона Андреем Александровичем Травниковым — совместная работа по модернизации почтовых отделений. Таковых в Новосибирской области 780, из них 590 — сельские. Многие помещения уже не соответствуют требованиям времени. В реновации сейчас нуждаются несколько сотен отделений. Ремонтировать их мы будем по двум программам, федеральной и областной.

Первое направление — модернизация сельских отделений по поручению президента Владимира Путина при поддержке партии «Единая Россия». По этому проекту мы сейчас ремонтируем четыре почтовых отделения: в Сосновке, Верх-Ирмени, Кудряшовском и Чумаково. Это был первый этап, на нем мы обкатывали процедуры согласования документации (в чем, кстати, помогла поддержка губернатора и нашего профильного областного министерства — цифрового развития и связи), отрабатывали технологии взаимодействия подразделений и служб, стилистические решения. В последующие годы этот опыт поможет ускорить процесс выбора подрядчиков, материалов, проведение экспертиз и закупочных процедур.

Второе направление мы реализуем совместно с правительством Новосибирской области,  это программа паритетных ремонтов. Что это такое? 190 наших почтовых отделений в селах расположены в зданиях, принадлежащих муниципалитетам. Программа предусматривает, что область выделяет деньги на ремонт этих муниципальных объектов, а Почта России профинансирует ремонт такого же количества почтовых отделений, находящихся в собственности компании, и оснащает все отделения как в муниципальных помещениях, так и в собственных оборудованием и техникой.

Соглашение о таком паритетном участии подписали на ПМЭФ генеральный директор Почты России Максим Акимов и губернатор Новосибирской области Андрей Травников. В рамках договоренностей в первую очередь планируется обновить десять почтовых офисов: за счет региона — в Искитиме, селах Старый Искитим, Сокур-1 и Буготак, рабочем поселке Коченёво; на средства нашей компании — в Бердске, Здвинске, Татарске и два в Новосибирске.

О мобильных отделениях и ценах на доставку периодики

— Мы знаем, что сейчас существуют мобильные пункты приема/выдачи корреспонденции и оказания других почтовых услуг. Что предполагается новое?

— Почта России — это компания, у которой одна из самых обширных сетей в стране — более 30 000 стационарных офисов. Но для того чтобы почтовые услуги были доступны каждому жителю даже отдаленных или труднодоступных местностей, мы используем и другие форматы обслуживания. Есть передвижные отделения, они приезжают по графику в села и оказывают весь спектр почтовых и финансовых услуг. В Новосибирской области разработано несколько маршрутов, девять передвижных отделений обслуживают почти 100 населенных пунктов региона.

Для отдаленных территорий, где среди местных жителей нет специалистов, которые могли бы справиться с работой начальника или оператора отделения, мы практикуем отправку мобильной группы из ближайшего населенного пункта. Свои обязательства по доставке пенсий, пособий и других выплат, писем и газет мы выполняем.

— А что с доставкой прессы по региону, цена на эту услугу кусается…

— Доставка печатной продукции для почты — это социальная функция, так как вне зависимости от количества подписных экземпляров почтальон в любом, даже самом отдаленном населенном пункте производит доставку выписанных изданий клиентам в почтовые ящики.

Тарифы централизованные, складываются из стоимости всех этапов работы: прием и обработка заказов на подписку в почтовом отделении; обработка изданий в газетном узле, их перевозка до почтового отделения и там — обработка; проходы почтальонов по доставочным участкам. Основные затраты приходятся на операции, связанные с приемом и обработкой заказов от подписчиков, — 40–50 процентов от тарифа, и столько же на доставку и вручение газет и журналов.

Понимая социальную значимость оказания услуг по подписке и доставке периодики, Почта за счет собственных средств делает скидки для ветеранов, участников ВОВ, инвалидов I и II групп — до 100 процентов от стоимости доставки, а также сохраняет скидки на социально значимые издания — до 25 процентов от стоимости доставки.

Победила ли цифра бумагу?

— Вы работаете в Почте России с 2015 года, какой основной тренд поддерживает акционерное общество, какой должна стать почта?

— Ключевой компетенцией Почты России была и остается логистика. Напомню, в прошлом году мы открыли в Новосибирске новый логистический центр, один из крупнейших в стране. В одном здании сосредоточены все основные процессы, причем полностью автоматизированные: сортировка посылок, мелких пакетов и писем и место международного почтового обмена, в котором импортные и экспортные посылки проходят таможенное оформление. Центр обслуживает Новосибирскую, Кемеровскую, Томскую области, Алтайский край, а также Республику Алтай.

Кстати, это первый логистический объект, где сортировочные машины работают на базе собственного программного обеспечения Почты России.

В последние годы главным направлением развития почты стала цифровизация сервисов и услуг. У 52 миллионов наших клиентов есть цифровые аккаунты для доступа к услугам почты. Ежемесячно более 2,5 миллиона посылок оформляют на сайте и в мобильном приложении Почты России, которое входит в список социально значимых. С помощью этого сервиса можно отследить почтовые отправления, узнать график работы отделений, записаться на обслуживание, заранее оформить и оплатить отправку посылки, заказать курьерскую доставку на дом и многое другое.

— Из этого следует вывод, что почта активно встраивается в цифровую реальность. Поток бумажных отправок иссякает?

— За шесть месяцев 2022 года из Новосибирска мы отправили почти 12,5 миллиона простых и заказных писем, приняли 16,6 миллиона. Так что бумажные письма не исчезли, хотя личная переписка снизилась, объемы деловой по-прежнему высоки.

Возвращаясь к теме цифровизации: мы развиваем сервис электронных заказных писем — это аналог бумажного, заверенный электронной подписью. Его преимущества — моментальность доставки, конфиденциальность и сохранность корреспонденции. Сервис позволяет отказаться от бумажных уведомлений.

В качестве примера: в конце прошлого года ГИБДД начала рассылку постановлений об административных нарушениях и копий решений по жалобам, используя этот канал почты. Так, в 2022 году было направлено 1,8 миллиона таких документов, 39 процентов мы доставили клиентам в электронном виде — в личные кабинеты пользователей портала госуслуг.