Возродить село с телёнком

Лауреат конкурса «Советской Сибири» побывал в гостях у редакции, получил памятный приз и рассказал, зачем хотел выиграть бычка-голштинца.
Геннадий Сапрыкин из села Комарье Доволенского района стал призером конкурса «Подпишись на газету «Советская Сибирь» и обменяй квитанцию на теленка». Это один из трех авторов, письма которых вызвали большой интерес жюри. Теленка, правда, Геннадию Макаровичу не присудили, но без приза он не остался.
Коллектив издательского дома поздравил своего читателя и вручил ему диплом лауреата конкурса, а также символический подарок — миниатюрную расписную бурёнку, образ родной деревни — специальный приз от спонсора конкурса «ЭкоНива-АПК Холдинга».
Как рассказал Геннадий Макарович, его семья подписывается на «Советскую Сибирь» вот уже 50 лет, поэтому решение участвовать в конкурсе он принял быстро. А вдруг повезет? Вдруг именно с этого бычка начнет возрождаться одно из хозяйств Доволенского района, некогда успешное, а затем пришедшее в упадок...
«Страдает простой труженик»
Крестьянские реалии Геннадий Сапрыкин знает не понаслышке. Как и многие люди из глубинки, он любитель всего живого.
— Мне было пять лет, а я уже пас лошадей. Помню, завтра 1 сентября, мне идти в школу, а я вечером приехал домой на коне, и мама с папой снимали меня с седла. После армии работал шофером, агрономом-организатором, заочно получил высшее образование.
На основании 54-летнего трудового опыта Геннадий Макарович делает выводы, которые излагает в письме: «Множество сельхозпредприятий в нашей области работают стабильно, это прежде всего зависит от тружеников коллектива, руководителя и специалистов. А там, где дело пущено на самотек, конечный результат — банкротство. Страдает простой труженик, который остается без работы и средств к существованию. Это очень печально и обидно».
Так, колхоз «Гигант» (с 1970 года — совхоз «Комарьевский») был когда-то крупным хозяйством полеводческо-животноводческого направления. Геннадий Сапрыкин вспоминает, что здесь трудились 670 рабочих. Было все: дойное стадо, свиньи, лошади. Но в 90-е годы ситуация осложнилась. Формы собственности менялись (ГУП, ЗАО), зарплаты не выплачивались, кредиты на технику оказались неподъемными. В 2013 году произошел развал, ЗАО обанкротили. Однако местные жители надеются, что создать новое предприятие все-таки удастся. Речь идет о крестьянско-фермерском хозяйстве «Ударник» в селе Безногое. В 30–50-е годы здесь был прибыльный колхоз, рабочие трудились, жили в достатке, объясняет Геннадий Макарович. Кстати, он составил список, в который вошли 45 человек, готовых быть шоферами, механизаторами, скотниками. Однако начинать работу с чистого листа трудно. Вопрос упирается в финансы. Сапрыкин надеется через газету найти инвестора.
Во главе угла — земельный вопрос
Удастся ли найти бизнесмена, готового вкладывать деньги в народный проект? Представители регионального парламента, к которым обращался Сапрыкин, пояснили, что вопрос гораздо сложнее. Прежде всего потенциальному инвестору необходим большой земельный участок, а это проблема.
— В селе Безногое в 90-е годы было отделение Комарьевского совхоза, но после акционирования руководство стало часто меняться, — напомнил Сергей Гайдук, депутат Законодательного собрания Новосибирской области, генеральный директор ЗАО «Озёрское». — Созывали по пять собраний в год, меняли директоров, и сейчас пожинаем плоды. После банкротства ЗАО некоторые земельные участки отдали в аренду фермерам. Часть земли была выкуплена. Сейчас на территории Комарьевского сельсовета работает несколько фермерских хозяйств, занимающихся полеводством. Свободные участки, на которых можно было бы разместить предприятие, придется еще поискать. Для инвестора это серьезный минус.
Однако если и нет пока шансов привлечь инвестиции в возрождение хозяйства в селе, то у его жителей есть возможность трудоустроиться. В то же ЗАО «Озёрское», добавил Сергей Гайдук. Если понадобится, можно организовать и транспорт к месту работы.
— Свободной земли у нас нет, вся она долевая, — подтверждает и глава Комарьевского сельсовета Владимир Агапов. — Люди считают: если земля заросла бурьяном, она ничья, ее можно возделывать. Но попробуй — и хозяин сразу найдется. Что же касается вопросов трудоустройства, рабочие места есть. В том числе у местных фермеров, в крепких хозяйствах.