USD 81.5556 EUR 95.4792
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Последовательные звенья дорожной сети

Виталий ЗЛОДЕЕВ
Похожие и разные, но одинаково важные для жителей области: открытие каждого маленького моста — огромный праздник. Фото Виталия ЗЛОДЕЕВА и пресс-службы правительства НСО
Похожие и разные, но одинаково важные для жителей области: открытие каждого маленького моста — огромный праздник. Фото Виталия ЗЛОДЕЕВА и пресс-службы правительства НСО

Без мостов, которые мы называем маленькими, никогда не построить большой транспортной системы Новосибирской области

Осень — время сбора урожая: не только с полей и огородов, но и в дорожно-строительной отрасли. Начиная с августа новые объекты вводятся в эксплуатацию практически каждую неделю. Это новые и отремонтированные участки дорог и, конечно же, мосты. К последним у людей особое отношение — более трепетное и сакральное. Новая дорога всегда хороша, однако открытие переправы — событие более весомое и долгожданное. Ведь это не просто очередной дорожный объект, но и подспорье людям в преодолении какой-то преграды, возможность добраться в нужное место быстрее и удобнее.

Занимательная физика
В прошлый вторник в Сузунском районе были введены в эксплуатацию два значимых дорожных объекта — мостовые переходы через реки Каракан и Татчиха. Необходимость их строительства назрела очень давно, но в практической плоскости об этих объектах заговорили лишь несколько лет назад. Ведь эти неприметные на карте области мосточки — на самом деле объекты практически стратегические. В ближайшей перспективе, когда будет приведена в полный порядок и межрайонная дорога между Сузунским и Искитимским районами, они станут важнейшим связующим звеном. Построенные переправы не только обеспечивают удобство для водителей, но и раскрывают потенциал территории — на 120 километров сокращают расстояние от северо-восточной части Сузунского района, где расположены четыре сельсовета и несколько крупных сельхозпредприятий, до областного центра. И примеров, подобных этому, в истории с маленькими мостами хоть отбавляй.

Четко врезалось в память из «глубокого» детства, как я изучал физику до того, как она появилась в школьной программе. Наглядными пособиями служили новогодние гирлянды, коих у нас дома было три или четыре штуки. Именно тогда я и узнал от отца о последовательном и параллельном соединении проводников в электрической цепи. При параллельном можно было не беспокоиться, если сгорели одна или несколько лампочек — чуть менее ярко, но гирлянда продолжала гореть. А последовательное соединение сулило мне «увлекательное» занятие: выкручивать каждую лампочку в поисках перегоревшей — иначе новогодний антураж не восстановить.

Сравнение, может быть, и натянутое, но есть много общего. Представьте ситуацию: едете вы куда-то по области за сотни километров и вдруг на одном из этапов пути сталкиваетесь с непреодолимой преградой — мост закрыт. По сути, рушится вся система, становится бессмысленным весь проделанный до этого путь, гаснет «гирлянда» надежды… В нашей области около 500 мостов и искусственных сооружений, и чтобы жить спокойно, чтобы функционировала вся дорожно-транспортная сеть, необходимо ежегодно ремонтировать, реконструировать и строить минимум 15 переправ. В принципе эти показатели выдерживаются в регионе уже не первый год.

Ближе и дешевле
Строить мосты — удовольствие дорогое: даже самый простенький обойдется в десяток-другой миллионов рублей. Но правительство региона не перестает вкладывать деньги в долгосрочную целевую программу «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в НСО», где отдельной строкой прописаны средства на строительство и реконструкция мостов.

Это крупные объекты, вроде третьего моста, очень сложно построить без федеральной поддержки, а маленькие мосты — забота местных бюджетов, при этом муниципальным образованиям приходится вкладывать лишь пять процентов от требуемой суммы. Так, например, построенный ровно год назад в селе Степногутово Тогучинского района мостик обошелся казне сельсовета в 950 тысяч рублей при стандартном годовом бюджете в несколько миллионов. Но глава сельсовета Татьяна Толстикова о деньгах и потраченных на мост силах не жалеет.

— Еще ведь требовались два миллиона на подготовку проектно-сметной документации, — вспоминает она. — Своими силами мы бы не справились, приходилось буквально выпрашивать деньги у депутатов районного Совета. Параллельно я «надоедала» нашим депутатам Заксобрания, чтобы они пролоббировали включение моста в целевую программу, да много чего было, но я не могла иначе — это был главный наказ от земляков, когда я избиралась в главы сельсовета. Зато теперь они в благодарность зовут новый мост «Танькиным». Смешно, но приятно.

Приятно не только Татьяне Васильевне: руководству местной школы очень нравится подсчитывать сэкономленные средства — благодаря новому мосту ежедневный суммарный пробег двух школьных автобусов, привозящих учеников из деревни Колтырак и села Мокрушино, сократился на 52 километра. И ребятишкам можно поспать подольше.

Далеко ходить не нужно: достаточно поднять архив газеты и посмотреть публикации о новых мостах, построенных или реконструированных в регионе за последние два-три года. География обширная: Шурыгино, Верх-Мильтюши и Огнева Заимка Черепановского района, Венгерово и Чулым, Жуланка Кочковского района и Сарапулка Мошковского, мосты в Ордынском и на новой дороге в Камень-на-Оби. Перечислять можно долго, а если мысленно расставить их по карте области и соединить невидимой нитью, то получится та самая негаснущая «гирлянда», постоянно подмигивающая автомобилистам приятным зеленым светом — путь открыт, проезжайте!

КСТАТИ
В нашей области «сформировался» и основной подрядчик, специализирующийся на строительстве небольших мостов, в большинстве — по собственным проектам: ООО «Опора». По словам генерального директора компании Александра Мартынова, первый мост собственной конструкции «Опора» построила в 2005 году в селе Кирза Ордынского района и с тех пор возвела десятки переправ и переходов по всему региону, включая пешеходные.

ЦИФРА
В 2013 году в регионе запланировано сдать 13 мостовых сооружений, еще пять действующих переправ будут отремонтированы в муниципальных образованиях за счет субсидий областного бюджета.

Фотографии статьи
Похожие и разные, но одинаково важные для жителей области: открытие каждого маленького моста — огромный праздник. Фото Виталия ЗЛОДЕЕВА и пресс-службы правительства НСО
Похожие и разные, но одинаково важные для жителей области: открытие каждого маленького моста — огромный праздник. Фото Виталия ЗЛОДЕЕВА и пресс-службы правительства НСО
Похожие и разные, но одинаково важные для жителей области: открытие каждого маленького моста — огромный праздник. Фото Виталия ЗЛОДЕЕВА и пресс-службы правительства НСО
Похожие и разные, но одинаково важные для жителей области: открытие каждого маленького моста — огромный праздник. Фото Виталия ЗЛОДЕЕВА и пресс-службы правительства НСО