USD 78.4181 EUR 92.7440
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

«Вовек возвеличит народ подвиг святой…»

Татьяна ШИПИЛОВА. Фото Андрея БАУЛИНА и из архива театра.
Сибирский колизей, апрель 2010 г.
Сибирский колизей, апрель 2010 г.

Театр замышлялся как суперпроизведение модной по тем временам авангардной архитектуры более чем за десяток лет до войны. И назначение у него предполагалось соответствующее — Дом науки и культуры, в который могли бы входить колоннами демонстранты прямо с улицы. Но, слава богу, волею конкретных творцов и исполнителей проекта он постепенно превращался в Большой, с чертами классического стиля, театр Сибири.

Война отодвинула планы открытия, и день рождения нашего Сибирского колизея принято отмечать 12 мая: именно в этот день шестьдесят пять лет назад театр впервые распахнул свой занавес перед первыми зрителями и слушателями оперы «Иван Сусанин».

Много ли найдётся сегодня живых свидетелей тех исторических и счастливых вечерних часов? Хотя зал, конечно же, был переполнен: почти две тысячи человек — воистину гордость Новосибирска — стали не просто первыми посетителями театра, слава о котором гремела задолго до этого весеннего дня по всей стране. Они же были и победителями в самой тяжелой войне нашего народа, и победа эта завоёвывалась на фронтах и ковалась, как принято говорить, в тылу, а также с неменьшим накалом энтузиазма готовилась даже здесь, в величественных стенах театра-новостройки.

Нынешний директор театра Руслан Ефремов и его заместитель по эксплуатации и строительству Андрей Лазарев в канун юбилея с очевидными волнением и гордостью провели журналистов по парадным анфиладам театра-дворца и не менее впечатляющему закулисью. Пытаясь обозначить в короткой экскурсии события и приметы десятилетий и объяснить, что же такое НГАТОиБ сегодня, заглянув в его «физическую» и творческую биографию. И, конечно же, им многое удалось, потому что, повторимся, у этого театра выдающаяся судьба.

Этот рассказ нечаянно, но очень символично был дополнен встречей с участниками репетиции — примой-балериной Анной Жаровой и ведущим солистом балета Романом Полковниковым, которую проводила на сцене народная артистка СССР Лидия Ивановна Крупенина, некогда выпускница Московского хореографического училища, с 1947 года связавшая свою судьбу с НГАТОиБ. А за кулисами мы узнали несколько из сотен и сотен секретов «сотворения мира» каждого очередного спектакля посредством декораций, а также секреты и достоинства современного покрытия сцены, которое помогает артистам в балете, в том числе и парить в воздухе. Впечатление многолюдья и символического места пересечения множества судеб производили бесчисленные ячейки хранилища костюмерного цеха, таившие в этих платьях, юбках, камзолах и прочих одеждах фейерверк блистательных творческих удач и — не исключено — чьих-то горьких слёз, несбывшихся мечтаний. Не зря же заметила Крупенина, что эта сцена создана для большого полёта, а вот если сил для парения не хватает, то…

И захотелось ещё большего, даже невозможного — улететь вместе с воспоминаниями в весну 1945 года, когда на этой гигантской сцене, в четвёртом акте, в зимнем лесу мощный бас Алексея Кривчени заставил трагически содрогнуться зал своей заключительной арией:

Ты придешь, моя заря!
Взгляну в лицо твоё, последний раз взгляну… Настало время моё!
В тот горький час!
В тот страшный час!
Господь, меня ты укрепи,
ты укрепи!
Мой горький час,
мой страшный час,
мой смертный час!
Ты укрепи меня!
Мой смертный, мой смертный час!
Ты укрепи меня!

Интересно, тайком или открыто утирали слёзы герои и героини труда, первые свидетели будущей славы нашего оперного? И как воспринимали они весь финал-эпилог с его исключительной мощью хора в гимне:

Славься, славься ты,
Русь моя!
Славься ты,
русская наша земля!
Да будет вовеки веков
сильна
Любимая наша,
родная страна!

Наверное, душа неслабого, как рассказывают, человека — хормейстера Евгения Горбенко в эти минуты то словно падала от волнения в глубокие подвалы под сценой, где, по преданиям, во время войны хранились не только сокровища крупнейших музеев, то взмывала к самому куполу, куда-нибудь к огромной люстре, тихо нависшей над замершим до поры залом.

И вот финал! Счастливый и одновременно измученный напряжением и ответственностью ещё молодой тогда дирижёр Исидор Зак оборачивается к залу, и зал встаёт, люстра тоже победно вспыхивает под благородной росписью купола: всё в невероятном воодушевлении, насквозь пропитанном героической музыкой, — две тысячи человек, дрожащий воздух, тяжелый бархат занавеса, скульптуры древнегреческих богов по периметру амфитеатра, охапки живых цветов на сцене, и праздник, который — все верят в это! — теперь уже будет царить в этих стенах всегда…

* * *
У людей, зданий и театров судьбы складываются по-разному. Одни рождаются счастливчиками с серебряной ложечкой во рту. Жизнь других с момента рождения сопряжена с борьбой за место под солнцем. И лишь в редких случаях судьба — в данном случае Новосибирского театра оперы и балета — каким-то чудесным образом бывает воедино слита с судьбою целой страны.

О нашем Сибирском Большом уже написано немало книг, создано фильмов. Но по годам это пока ещё театр даже не возраста Ромео, а, пожалуй, — моцартовский «мальчик, резвый, кудрявый, влюблённый», которому предстоит огромная жизнь, ведь он в самом начале пути — не побоимся в такой день пафоса! — усыпанного звёздами…


***
«Есть вещи, которые очень зримо передают, что наш театр — символ Победы. Например, когда в фойе висели фотографии, связанные с историей строительства театра, они особенным образом привлекали гостей, в том числе иностранных. Поражали мощью желания нашего народа, новосибирцев сделать все, чтобы мы из войны вышли победителями. Как сейчас перед глазами один из снимков: купол театра, а внизу повалившийся набок старый домишко; рядом женщина в фуфайке, подпоясанная солдатским ремнем, очевидно, фронтовичка; через плечо у нее чемодан, перевязанный веревкой, но лицо при этом — такое спокойное, уверенное в будущем. Это же плакат! Но придумать его невозможно…»
Валерий БРОДСКИЙ. Директор НГАТОиБ с 1985 по 1992 гг.

***
Достижения последних лет:
театр неоднократно участвовал в престижных международных фестивалях: «Год российской культуры в Германии» (2004), «Русский фестиваль в Риме» (2004), «Новое российское искусство» (Лондон, 2005), «Фестиваль музыки Чайковского» в Шанхае (2001), Международный фестиваль музыки и танца» в Бангкоке (2000, 2004), фестиваль современного искусства «Территория» (Москва, 2006, 2007, 2008), Московский Пасхальный фестиваль (2007), Международный музыкально-театральный фестиваль в Сантандере (Испания, 1995) и других.

Многие солисты НГАТОиБ неоднократно выступали на крупнейших театральных сценах мира («Ла Скала» — Милан, «Ковент-Гарден» — Лондон, Римская Опера, Театр «Ла Фениче» в Венеции, Баварская Опера в Германии, Театр «Колон» в Буэнос-Айресе и др.).

С 2008 года театр, при поддержке Министерства культуры РФ, проводит ежегодный Сибирский фестиваль балета.

Уникальный проект 2008 года — совместная постановка НГАТОиБ и Парижской Национальной Оперы — премьера оперы Верди «Макбет» (декабрь 2008 — Новосибирск, апрель 2009 года — Париж).

Премии и награды театра.

В 1963 году театр (первым среди нестоличных театров СССР) удостоен звания академического.
Театр является обладателем 15-ти национальных театральных премий «Золотая маска», нескольких десятков дипломов национального театрального фестиваля «Золотая маска» (1999, 2000, 2002, 2003, 2004, 2005, 2007, 2008, 2009, 2010).

Обладатель Гран-при конкурса «Окно в Россию» как лучший театр российской провинции (1999).
С 2009 года театр получает грант Правительства Российской Федерации.

За всю историю театра удостоены почетных званий: «Народный артист СССР» — 4, «Народный артист РФ» — 21, лауреат Государственной премии СССР — 3, лауреат Государственной премии России — 2, «Заслуженный деятель искусств РФ» — 7, «Заслуженный артист РФ» — 68, «Заслуженный работник культуры РФ» — 14.

В составе труппы сегодня более тридцати солистов — лауреаты и дипломанты престижных отечественных и международных оперных и балетных конкурсов, 7 народных артистов РФ и СССР, 23 заслуженных артиста РФ, 3 заслуженных работника культуры РФ, один лауреат Государственной премии РФ, 3 заслуженных деятеля искусств РФ.

Фотографии статьи
Валерий Бродский.
Лидия Крупенина.
Репетирует заслуженная артистка РФ Анна Жарова.
«…Каждый живописный занавес делается площадью 360 квадратных метров. Для одного только «Сусанина» понадобилось 17 таких занавесов. Декорации трёх первых спектаклей театра написаны на 16 тысячах квадратных метров холста и 2500 квадратных метрах тюля. Для выполнения декоративного оформления потребовалось около трёх тонн сухих красок и больше тонны столярного клея. Для декораций понадобилось 207 кубометров досок и круглого леса. Только в «Иване Сусанине» около шестисот различных предметов бутафории... Для трёх первых опер пришлось сшить тысячу пар обуви, изготовить 600 париков. На костюмы ушло 3200 метров шёлка, более тысячи метров бархата, 6000 метров хлопчатобумажной материи. Одних лишь ниток понадобилось 2800 катушек…» Из книги Марины РУБИНОЙ и Инны ВЕРШИНИНОЙ «Новосибирский академический».
(Сцена из спектакля «Иван Сусанин», май 1945 г. ) «…У художника Большого театра Михаила Курилко и архитектора Траугота Бардта был патент на организацию театрального пространства планетарного синтетического толка… Этот проект (к его осуществлению потом присоединился архитектор Алексей Гринберг) предполагал совмещение театральных публичных показов, проведение партийных конференций и, к примеру, входа колонны демонстрантов через сцену. Планировалось, что часть партера в результате трансформаций может стать ареной цирка, а арена в свою очередь — водной площадкой для проведения водных праздников. И это все не сказки: нынешний склад костюмов и есть та железобетонная ванна, в которой должна была находиться вода… Собственно строительство началось в 1931 году, и уже к 1934 году без отделки, правда, но был готов вестибюль, нынешний концертный зал, где предполагалось разместить буфет-ресторан, стояли стены большого зала. И тот самый уникальный купол, которым мы так гордимся, тоже был готов…» Андрей ЛАЗАРЕВ. Заместитель директора НГАТОиБ.
Предъюбилейная экскурсия по НГАТОиБ. В центре — директор театра Руслан Ефремов.