Кому — пиво, кому — дело

Девушка пыталась ворваться в наш подъезд, чтобы решить проблему с туалетом. Мы с соседкой ее безжалостно не пустили.
И осудили потом: «Не та молодежь...»
Но, к счастью, у нас есть и другая молодежь — талантливая, трудолюбивая, умная, грамотная.
...Совершенно случайно мне рассказали о трех ребятах-студентах, которые предпочитают сами зарабатывать деньги необычным делом — заниматься флoкированием.
Разноцветный ФЛОКстрот
Генератором идеи выступил Иван Сафронов, студент 4-го курса НГТУ.
Как пришла идея с флоком? По наследству от отца-военного, рано ушедшего из жизни, парню досталась старенькая «Волга». Он не стал ее продавать и копить на джип. А сделал по-другому.
Роясь в интернете и собирая информацию об автомобильном тюнинге, увидел необычную машину. Ее дверцы и сиденья были покрыты бархатом. Потом вчитался в технологию: оказался не бархат, а имитация под бархат, или флок. Неведомое слово просто заворожило.
Флок или флoкирование — по своей сути процесс получения «бархатной» поверхности. Сам флок — новый синтетический материал в виде порошка. Может наноситься на поверхность любой жесткости. Флoкированная вещь хороша тем, что очень светостойкая, мало истирается, ее можно чистить как обычными моющими средствами, так и химическими.
В России моду на флoкирование завезли фирмы из Польши, Чехии, Словении. В Москве уже стало доброй традицией иметь флoкированную вещичку. И Иван решился на то, чтобы открыть собственную фирму по флoкированию в Новосибирске.
Все начал с нуля. Для начала без отрыва от своего механико-технологического факультета пошел учиться дополнительно в региональный молодежный бизнес-инкубатор при НГТУ. Здесь его научили, как написать бизнес-план и помогли пошагово разработать путь от идеи к открытию предприятия.
Оценив масштаб инвестиций, Иван позвал в проект еще двух студентов — Антона Шумилова и Александра Липина. Идея бизнеса им понравилась, и на первоначальный капитал сложились все трое.
Никаких кредитов не брали.
Дальше встал вопрос: где заниматься флoкированием? Конечно, флокатор и другое оборудование — не корова, и много места не займет. Но принимать заказы в домашней обстановке тоже было не лучшим решением. Месяц искали помещение, присмотрели в жилом доме подвал. Сами побелили, сделали деревянные доски на пол, поставили столы. Мастерская будущей конторы «Флок-М» оказалась готова — очень симпатичная, теплая, аккуратная.
Параллельно изучали технологию, которую опробовали на плечиках для одежды. Зачем их нужно было обрабатывать? С флoкированных образцов, например, шелковое платье или рубашка уже не слетит за счет соприкосновения с бархатистой поверхностью.
«Наш первый образец выглядел ужасно — неровно, некрасиво. Мы были расстроены и раздосадованы», — вспоминает Иван. Но неудача не заставила опустить руки, а подстегнула двигаться дальше. Учились-мучились, пока не вышла первая «конфетка». Открылись в декабре прошлого года, а к марту подоспел первый заказ. Одно из серьезных новосибирских предприятий решилось заказать флoкированные бутылки шампанского, чтобы подарить своим сотрудницам на 8 Марта. Позже «разодетые» в имитацию красного бархата подарки вызвали бурю восторга у женщин.
Следующий эксперимент Иван поставил на себе, точнее, на своей машине. Дверцу покрыл серо-голубым флоком. Смотрится очень необычно. И автомобилисты тоже так решили. После небольшой рекламной кампании, проведенной студенческой троицей, заказы не посыпались, но потихоньку стали поступать.
Особый интерес у клиентов вызывает флoкирование стареньких авто или после аварии. Не всем же по карману «мерседесы» покупать!
«Деньги у мамы только занимаю»
Деликатный вопрос — заработки ребят. Стоила ли овчинка выделки? Хватило ли на отдых за границей или покупку новой машины?
— Что вы, какая машина? Пока нам хватает средств, чтобы ежемесячно рассчитываться за аренду, а небольшая прибыль вкладывается в новое оборудование. Малоизвестную технологию в нашем городе развивать труднее. Иногда кажется, что ларек по продаже напитков или сигарет окупится быстрее и денег принесет больше.
— Не жалеешь, что не открыл ларек?
— (Пауза). Не жалею. Трудно оттого, что надо самим все произвести и найти покупателей. Но интересно. Со временем мы подумываем открыть собственную точку по реализации флoкированной продукции. А мегацель — купить линию и производить порошок здесь, а не закупать в Москве. В этом случае удешевим себестоимость. Представляете, если это будет единственный за Уралом центр по флoкированию.
— Конкурентов не боитесь?
— Не боюсь. Пусть себе будут.
— Иван, а у мамы деньги просишь?
— Беру только взаймы.
— Допустим, кто-то твоего возраста или старше захочет открыть свое дело. Есть ли какие-то границы, что им мешает?
— Молодым легче в том плане, что у них больше времени на все, на становление карьеры. Креатива больше. Но, мне кажется, границы сами себе ставят люди. Не надо бояться того, что способствует вашему развитию.
— То, что вы пока делаете, — только росточек малого дела. Я даже не могу понять: это работа или хобби?
— (Улыбается). На том уровне, на котором мы сейчас находимся, это работа на уровне хобби.
...Мы смогли встретиться только с Иваном, потому что оставшаяся команда была на тот момент занята сессией. Вот вам и «та» молодежь. Которая не сидит у родителей на шее, не плачется по поводу скромной стипендии, не ворует, а просто ищет место в новой, другой российской экономике для себя и своего бизнеса. Не просто теплое место под солнцем, а создает дело, которое бы кормило и давало надежду на будущее. Вот так у нас нарождается будущий средний класс.