Шагнул сибиряк в историю

Уже в четыре года он с увлечением рисовал... гвоздём на сафьяновом сиденье стула. И хотя за это ему немало доставалось от родителей, свои занятия «живописью» он не прекращал, со временем перейдя с гвоздя на уголёк и карандаш. Первые уроки рисования он получил у своего школьного учителя Н. В. Гребнёва.
Смерть отца в 1859 г. круто перевернула его жизнь. После окончания красноярского приходского училища Василию пришлось устроиться на работу писарем в канцелярию, чтобы помогать материально своей семье — матери и сестре. Всё это время его не покидала страсть к рисованию и живописи, которыми он постоянно занимался в свободное время. И тут ему неожиданно помогла... муха.
На одной из деловых бумаг Вася, изнывая от тоски, нарисовал муху. Выглядела она прямо как настоящая. Столоначальник решил сыграть шутку и положил эту бумагу на стол губернатору П. Н. Замятину. Тот дважды попробовал её смахнуть, но она не улетала. Только тогда губернатор заметил, что муха нарисованная. Он вызвал к себе сначала столоначальника, а потом и самого Васю. Сослуживцы думали, что Сурикову не сносить головы. Однако реакция у губернатора была совсем иной: он велел Васе принести свои рисунки, после чего попросил его давать уроки рисования своей младшей дочери, позднее часть его рисунков отправил в Петербург, в Академию художеств.
Когда положительный ответ от Академии был получен, П. Н. Замятин собрал на званый обед в своём доме самых именитых красноярских купцов с целью... помочь молодому дарованию материально. Известный в городе золотопромышленник П. И. Кузнецов вызвался взять все расходы по содержанию Сурикова на все годы обучения, а также на дорогу в Петербург.
Ехать в столицу Российской империи Сурикову пришлось в обозе с рыбой. На верху воза, на самом большом осетре, сидел Вася Суриков. Проезжая по Барабинской степи (по территории нынешней Новосибирской области), он чуть не лишился жизни. Спуск к одному селу был очень крутой. Зима. Скользко. Попытались сдержать лошадей, но не смогли. Коренная неловко повернула, и седоки на всём скаку полетели кто куда. Суриков вспоминал потом: «Там, знаете, окошки пузырные — из бычьего пузыря делаются... Так я прямо головой в такое окошко угодил. Как был в дохе — так прямо внутрь избы влетел. Старушка там стояла — молилась. Она меня за черта, что ли, приняла — как закрестится. А ведь не попади я головой в окно, наверное, насмерть бы убился. И рыба вся рассыпалась. Толпа собралась, подбирать помогали. Собрали все. Там народ честный».
Так начал свой путь в историю России и в историю искусства великий русский художник Василий Иванович Суриков.
На снимках: картины Василия Сурикова «Автопортрет» (1883 г.) и «Покорение Сибири Ермаком».