Туз в рукаве и другие уловки мошенников

Например, коротая время за партией в «дурака», а то и более серьезной карточной игры. Причем нередко в эти неприятности попадают даже те, кто до этого момента в склонности к азартным играм не был замечен. Очень уж ненавязчиво карты оказываются в наших руках, а наши деньги в «банке» на кону. А когда их не остается, даже милиция не всегда может помочь вернуть хотя бы часть отнятого. Вы же добровольно согласились играть…
Нам и карты в руки
Совсем недавно в поездах, следующих через Транссиб, мошенники стали практиковать новую карточную игру — «тамада». Как это происходит, мне довелось прочувствовать на собственном опыте. Путь мой лежал из Новосибирска в Москву. Меньше чем через сутки после отъезда из города, когда наш поезд находился где-то возле Екатеринбурга, рано утром по вагону начали ходить мужчины средних лет, прилично одетые и с хорошими манерами. Все делали вид, что друг друга не знают и просто коротают время, общаясь с людьми. Никакого намека на карты не было. Мое место было у самого выхода, и я стал первым объектом для «развода». Первый участник этой компании поинтересовался, куда я еду и зачем, кем работаю и остальной общей информацией. После чего так же внезапно, как и подошел, удалился.
Буквально через несколько минут ко мне подошел еще один представитель этой компании. На этот раз разговор начался с просьбы прикурить. Зажигалка у меня нашлась, и меня незнакомец позвал тоже подымить сигаретой.
— Моя жена только что легла спать, я пошел в ресторан, а он закрыт. Меня, кстати, зовут Игорь Анатольевич, — с этого начался наш разговор в тамбуре и далее диалог шел на общие темы.
И тут я вспомнил, что вагон-ресторан находится через три вагона от нас. Я же ехал почти в последнем, и в ту сторону эта компания не проходила. Возникли подозрения. В другом конце тамбура увидел интеллигентного вида мужчину лет 50—55, который пока не включался в игру. Через несколько минут в вагон зашел четвертый незнакомец. У них сразу завязался разговор с моим собеседником, причем было видно, что знают они друг друга не первые пять минут. Несмотря на это, после нескольких фраз они решили тоже познакомиться.
Наш новый собеседник решил рассказать об обычаях Кавказа. Этим летом он был на свадьбе в армянской деревне. Там есть интересный обычай разыгрывать тамаду в карты, чтобы никто из уважаемых соседей и родственников не обиделся, потому что это почетная обязанность, которую каждый хочет исполнить. После того как речь зашла о картах, мой первый знакомый, Игорь Анатольевич, сбегал в вагон и принес потрепанную колоду. Следом за ним пришел и первый участник моего рассказа, активизировался и тот интеллигентный мужчина, стоявший в тамбуре.
Смысл этой игры напоминал обычное «очко» («двадцать одно»). Чтобы показать это на примере, знаток решил раскинуть партию, но для первого раза в открытую. У меня оказалась дама и семерка (17 очков), у Игоря Анатольевича валет и девятка (19 очков). Вроде все ясно, но тут нас (точнее меня) ждал сюрприз: старшая комбинация в этой игре не 21 очко, а два туза — 22. Тут мое логическое мышление окончательно проснулось, и как только карты оказались в моих руках, я понял, к чему идет дело… Не дав этой игре принять нежелательный для меня оборот, я сослался на головную боль и ретировался на свою полку плацкартного вагона. Через несколько минут знакомая мне компания проследовала в следующий вагон, сохраняя между собой все ту же завесу таинственности.
Умный в «подкидного» не играет
На самом деле подобные ситуации сейчас не редкость. Как рассказали мне в Западно-Сибирском управлении внутренних дел на транспорте, в следственном отделе при Омском линейном УВДТ в начале осени уже расследовалось уголовное дело по факту поездного мошенничества. Пострадавшим стал один из пассажиров, которого преступники обыграли в карты. По словам следователя Натальи Кулигиной, в поезде «Челябинск — Чита», когда состав проходил по омскому участку Транссиба, в купе к пассажиру ненавязчиво напросился пожилой грузин, который стал рассказывать об обычаях горного народа. Когда речь зашла о тамаде — говорливом участнике застолья, гортанный рассказчик предложил показать все на картах (то есть та же схема, по которой пытались «раздеть» и меня). Помимо него, в купе зашли еще двое сообщников, один из которых разложил карты. Суть игры «тамада» заключалась в том, что игрокам сдавались карты и одновременно пополнялся банк. Выигрывал тот, у кого по сумме очков двух карт было наибольшее количество баллов. Зная это, не посвященный в дальнейшее действо игрок делал максимальные ставки, рассчитывая на стопроцентный выигрыш. Действительно, у пассажира оказалось 2 туза, поэтому он выложил на кон все деньги с расчетом на то, что если кто-нибудь тоже имеет 2 туза, то они просто разделят пополам банк, в котором находилось уже около 15 тысяч рублей. Действительно, еще 2 туза оказалось у банкующего — «тамады», который объявил, что при равенстве очков преимущество имеет как раз «тамада». Забрав деньги, преступники спокойно начали удаляться. Пассажир начал кричать, чтобы ему вернули деньги. Но клиенты его успокоили, мол, сходят за бутылкой в ресторан и вернутся. Но никто не пришел. И денег никто не вернул.
По данным Западно-Сибирского УВДТ, только за полгода поездные «каталы» обыграли в «тамаду» 6 пассажиров, срывая банки и в 50, и в 100 тысяч рублей. Общий ущерб, причиненный позарившимся на выигрыш пассажирам, составил около полумиллиона рублей. Однако наказать картежников никто не может без веских доказательств. До недавнего времени поклонники азартных игр преследовались по закону, поскольку часть 1 статьи 164 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусматривала наказание всех игроков в карты, включая так называемых «зазывал», «поддавал», «стрёмщиков», «казначеев», и руководителей игр. Кроме штрафа, следовала конфискация игральных принадлежностей и денег «на кону». Однако КоАП РФ в последней редакции подобные санкции отменил, хотя уголовная статья за мошенничество осталась. Но ее можно применить только в случае доказанности преступного умысла картежников — при использовании крапленых карт, туза в рукаве и других шулерских хитростей. В других случаях доказать мошенничество не так просто. Этим, возможно, и объясняется процветание мошенничества, основанного на азартных играх.
«Дурачок» превращается…
На жаргоне (среди сотрудников милиции и в воровском мире) карточных мошенников называют «каталы». Они обыгрывают простых граждан везде, где удается, — в залах ожидания, в поездах и даже в такси. Как рассказал нам руководитель пресс-службы Западно-Сибирского УВДТ Александр Агалаков, самые ярые из них и самые опытные — «гусары» и «паковщики». Их методы жульнического обыгрывания сходны — крапленые карты. Крап обычно в виде вмятин и пометок на игральном листе, специально подрезанные от середины листа к верху и к низу валеты-тузы и, наоборот, подрезанные «в талию» от краев к середине шестерки-десятки и т.д. Часто для игры картёжники срезают бритвой подушечки пальцев таким образом, чтобы при раздаче реально ощущать значение карт и их масти. Надевают очки, портящие глаза, но дающие возможность «читать» значение карт. Блестящий предмет на столе — типа портсигара, фольги от шоколадной упаковки, пробки пивной бутылки — тоже помогает подглядеть карты, сдаваемые участникам игры. Часто подставные игроки пользуются особым набором слов, чтобы, переговариваясь на отвлеченные темы, сообщать друг другу о выпавших картах и планируемых атаках. Цели игр одинаковы — раздать карты особым образом и под видом удачи нажиться за чужой счет.
Приёмы втягивания в игру и обыгрывание жертв доведены до автоматизма. Один из группы «катал» ищет жертву, обходя зал ожидания или вагоны, и втягивает скучающего пассажира сначала в безобидную игру в «подкидного». Другие, двое или трое, сначала околачиваются в непосредственной близости, а затем ненавязчиво присоединяются за компанию. Бывает, что в частных машинах, куда подсели пассажиры до аэропорта, водитель и попутчик, который «случайно сел», начинают склонять едущих поиграть в карты. В такси, в поезде или в зале ожидания «катала» может, не спрашивая желания поиграть, вскрыть колоду карт, а если потенциальный игрок играть всё-таки отказывается, то потребовать деньги за вскрытие колоды. В московских автомашинах наказанием за отказ поиграть следует высаживание пассажиров посреди дороги. Вот и попробуй потом за чертой города проголосовать и сесть в другую попутку. А если пассажир согласился поиграть, то безобидный «дурачок» очень скоро меняется на игру и в другие, более серьезные азартные игры. Однако в преферанс и другие коммерческие игры с длинным раскладом и росписью этапов «каталы» не играют.
Условия любой игры, на первый взгляд, просты и даже наивны. Гражданину ничего не угрожает, ведь ставить на кон нужно по рублю и можно перекрывать на любую сумму. Во время игры один из мошенников постоянно увеличивает ставки и каждый раз проигрывает. Он создает мнение о себе как о рискованном и простоватом человеке. А будущая жертва постоянно выигрывает даже при небольших очках. Банк растет, в нем уже несколько тысяч рублей. Наступает главный момент: мошенник усиленно тасует колоду, подбирая карты. Жертва набирает очки, дающие наивысший шанс выиграть, и, естественно, повышает ставки, заявляя на кон все, что есть. Однако в результате оказывается, что у того, кто банковал, на очко больше.
Для любителей провести в дороге время за картами «каталы» опасно. Вначале жертву обыгрывают полностью, затем ей дают отыграться на 1/3, после чего игра прекращается. Поэтому этих шулеров очень трудно привлечь к уголовной ответственности. Проигравший полагает, что ему еще повезло, что не все деньги проиграл, в милицию не обращается, заканчивает путешествие голодным, но удовлетворенным тем обстоятельством, что хоть 10 рублей на маршрутку домой осталось. Но все же лучше остановить себя сразу и не начинать выкладывать честно заработанные деньги за сомнительное удовольствие скоротать время.