«Времени у нас не так уж много...»

Про то, что за инновациями — будущее нашего региона, говорится много. Такие совещания лишь подтверждают, что не только говорится, но и делается. Геннадий Алексеевич Сапожников вкратце рассказал об итогах работы по реализации соответствующих распоряжений губернатора. Он отметил, что главная цель на сегодня — это создание базовых условий для интенсивного развития инновационной деятельности предприятий. Многое в этом плане уже удалось сделать. Это и начавшийся процесс образования отраслевых промышленных кластеров, и создание в институтах так называемых центров инновационной компетенции, и выделение грантов для наиболее перспективных молодых ученых и студентов. И, конечно же, подготовка к осуществлению проекта технопарка.
Но, кроме работы с научным потенциалом, крайне важно заниматься и промышленными предприятиями. Основные проблемы промышленности давно определены — это тотальный дефицит кадров и острейшая необходимость «перевооружения». Последнее время стали говорить и о влиянии курса рубля. Действительно, укрепление рубля ведет к тому, что экспорт становится все менее выгодным, а предприятиям, ориентированным на зарубежные рынки (а таких в Новосибирске немало), становится все труднее. Для сравнения: в начале десятилетия курс доллара был в районе 32 рублей, тонна металла стоила 5 — 7 тысяч рублей, а заработная плата рабочих приближалась к 5 тысячам в месяц. Сейчас за доллар дают чуть больше 25 рублей, тонна металла стоит больше 20 тысяч — сравнимо с месячной зарплатой рабочего. Очень впечатляющие «ножницы».
В ходе заседания назывались варианты самых различных мер. Например, для преодоления нынешней, несколько деформированной, системы профориентации предлагалось чаще прибегать к целевой подготовке кадров вузами, возродить полноценную систему детских конструкторских кружков. Губернатор отметил, что разрабатывается программа кардинальной перестройки профессионального образования. Училища должны перестать быть альтернативой старшим классам обычной школы, но для менее подготовленных детей. Нужно ломать сложившийся еще с советских времен стереотип «пэтэушника». И готовить тех же сварщиков можно за три месяца, а не за два года.
Перспективным видится предложение по поддержке малого и среднего бизнеса в промышленности. Очень удачная ниша для малых предприятий — это мелкосерийное и штучное производство. Например, изготовление опытных образцов. На крупных заводах выпуск единичных, пробных экземпляров продукции всегда влетает в копеечку, что является своего рода тормозом для инноваций. Имея же возможность заказывать эти работы у специализированных фирм, промышленные гиганты активнее начнут внедрять новую продукцию.
Вообще тема так называемого аутсорсинга, то есть передачи «на сторону» отдельных переделов, технологических операций, вспомогательных производств, обсуждалась довольно активно.
— Нам нужно избавляться от стереотипов той, старой экономики, — подчеркнул губернатор. — Тогда, работая в условиях постоянного дефицита, заводы старались быть как можно более самодостаточными, что мешало развитию узкой специализации. Поэтому сейчас некорректно сравнивать наши предприятия с зарубежными. У них совсем другая экономика! Конечно, когда завод осуществляет чуть ли не одну операцию, можно добиваться потрясающих показателей производительности труда. Наши же заводы — это целые маленькие государства, в которых заключен весь цикл — от обработки сырья до упаковки продукции. На основное производство навешана целая куча вспомогательных, которые можно и нужно передавать на сторону, малым специализированным фирмам.
Ярчайший пример — НАПО имени Чкалова. Ситуация там сложилась парадоксальная. Сначала я годами добивался того, чтобы к нам пошел государственный заказ. И вот есть заказы, есть инвестиции, есть всесторонняя поддержка, есть спрос и рынок сбыта, но не хватает возможностей, чтобы всё это освоить. Хоть иди и отказывайся от части заказов. Рабочих мы искали по всему городу, привлекали их с других заводов.
А потом вдруг выясняется, что из шести с половиной тысяч человек, задействованных в НАПО, реально к самолетам имеет отношение от силы тысяча. Остальные заняты на вспомогательных, обслуживающих и прочих производствах. Здесь-то в итоге и нашли резервы. Понятно, что проще перепрофилировать уже работающего на предприятии человека, чем учить кого-то заново.
Губернатор не смог остаться до конца заседания — возникли другие дела. Перед тем, как уехать, он обратился к собравшимся.
— Я не люблю вам — опытным, битым и перебитым людям — давать какие-то советы. Это вы мне должны их давать, а не я вам. Но кое-что хотелось бы отметить.
Да, мы один из немногих регионов, кто в сложные годы сумел в большей части сохранить промышленный потенциал, особенно в машиностроении. В этом огромная заслуга в первую очередь руководителей предприятий. И я со своей стороны никогда не разделял позиций некоторых коллег, которые предпочитали на промышленных площадках строить гипермаркеты, боулинги и прочее. Я всегда говорю: пока я работаю, этому не бывать!
Но сейчас нам важно не останавливаться на достигнутом. Я убежден в том, что нам нужно качественно повысить уровень эффективности производства. Прежде всего за счет преодоления тех проблем, о которых сегодня шла речь. Нужно развиваться — причем я сейчас говорю не только об инновациях. Инновации не могут существовать без сферы материального производства. Они — лишь вспомогательный элемент, катализатор развития промышленности.
Мы вступили в переломный этап нашего развития, на некий водораздел, когда решается — скатимся ли мы обратно и будем вечно отставать, или же все-таки сделаем рывок вперед. С точки зрения государственной поддержки, ситуация достаточно позитивная. В 2000 году, когда я начинал свою работу, консолидированный бюджет области составлял 11 миллиардов рублей. В этом году будет 62 — 63 миллиарда. В следующем ожидаем 80 миллиардов. К 2009 году — и это моя основная цель — бюджет должен составить более 100 миллиардов рублей.
Но в том, что касается перестройки промышленности, одной господдержкой, одними бюрократическими мерами не обойтись. Мы должны действовать все вместе. Времени у нас не так уж и много. Если упустим шанс сейчас — боюсь, другого у нас уже не будет.
АКТУАЛЬНО


