USD 78.3129 EUR 91.0821
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Земная высота Кондратова

Николай ЦАРЕВ. Фото Сергея ДЯТЛОВА и из архива агроуниверситета.
170-10.jpg
170-10.jpg



В 1971 году ему присуждена ученая степень кандидата технических наук, в 1973 году он избран заведующим кафедрой родного вуза. С 1979 по 1987 год Кондратов трудился управляющим областным трестом «Мелиоводстрой».

И вот уже свыше 20 лет Анатолий Федорович — ректор НГАУ, а одновременно заведующий кафедрой механизации животноводческих ферм. Упрочение связи с базовыми хозяйствами, закрепление выпускников на селе, материально-техническое и научное развитие вуза, забота о благосостоянии коллектива сотрудников, студентов агроуниверситета — всё это можно смело поставить в заслугу ректору Анатолию Кондратову. Он доктор технических наук, профессор, член Академии аграрного образования, депутат областного Совета, орденоносец, почетный работник высшего профессионального образования страны, заслуженный работник сельского хозяйства, награжден знаком «За заслуги перед Новосибирской областью».

Коллеги отмечают внимательное отношение Анатолия Федоровича к людям, демократичность, обязательность, высокую деловитость.

Одно русло — село
— Что для вас деревня, сельский уклад жизни? — поинтересовался я у юбиляра.

Анатолий Федорович как будто ждал этого вопроса. Заговорил с жаром, эмоционально прокручивая десятилетние пласты событий:

— Есть люди, которые родились в городе. Родители у них музыканты, спортсмены, строители… Еще в утробе матери сын музыкантов приобщается к музыке. Я родился и вырос в маленькой деревеньке Казанке Татарского района. Мой мир детства — моя мама, простая сельская труженица, доярка. Человека, который появился на свет в деревне и до 16 лет не видел даже двухэтажных домов, уже не исправишь. У него одно русло — село…

Помню, как отправляли на войну троих маминых братьев. Дядя Вася, в мирное время шофер, ушел на фронт и погиб в танке. Мама немножко читала, и моя детская память хранит фамилию генерала Еремина. Ну а хрущевские времена — укрупнение хозяйств, закрытие школ в малых селах. Это уже было в пору моего студенчества.

Смотрю фотографии, отобранные к юбилею ректора. На одной из них — Кондратов-первокурсник. Вихрастый худощавый верзила с чемоданом в руках. На лице — широкая, как натура этого человека, улыбка. Между тем Анатолий Федорович продолжает:

— Можно сказать, я помню село за все последние семьдесят лет. Сколько оно, бедное, пережило! Подъемы сменялись разорами. Моя мечта — дожить до того времени, когда в России скажут: «Давайте-ка мы возьмемся за крестьянство да поможем ему по-настоящему». У нас в области 330 деревень, в каждой из которых населения менее 50 человек. Мне как депутату областного Совета горестнее всего официально — на сессиях — констатировать уход из жизни той или иной малой деревни…

Закон, дающий миллиарды
— А что радует депутата-агрария Кондратова?

— Слава Богу, в Новосибирской области представители обеих ветвей власти — исполнительной и законодательной — первыми среди российских регионов поняли, что сельхозтоваропроизводители нуждаются в серьезной реальной финансово-материальной государственной поддержке. Благодаря общим усилиям разработаны, приняты и действуют закон о господдержке сельхозпроизводства и программа этой работы на перспективу. Это искренне радует. 15 лет село добивало старую технику, не имея возможности обновить ее. И вот теперь идет техническое перевооружение. Только на эти цели область выделяет миллиарды рублей. Оказывается помощь селу и по другим направлениям. Увеличено финансирование дорожного строительства, заработала ипотека для сельских специалистов.

Вернулся студент на родину
Большим прорывом вперед в политике агроуниверситета и руководства Новосибирской области стало внедрение целевой контрактной системы подготовки в вузе молодых специалистов для села. Риск был велик. Признает ли выпускник аграрного вуза договорные меры достаточными — вернется ли в село, чтобы работать там, поднимать его экономику?

— За полтора десятка лет перестроечных преобразований село многое потеряло, — рассуждает Анатолий Кондратов. — Исчезло приблизительно 30 процентов хозяйств, а вместе с ними ушли и специалисты. И мы встали перед парадоксом: в два раза увеличили выпуск специалистов-аграриев, а поток их в село уменьшился на глазах. И тогда мы решили: в армии внедряется контрактная система, а почему бы не ввести нечто подобное и для молодых сельских специалистов? Крепко помог внедрить эту систему губернатор Виктор Толоконский. Приходит в наш вуз студент, с ним подписывается четырехсторонний договор, включая обладминистрацию. С самого начала учебы студент знает, куда он поедет после пятого курса.

— И едет?

— Едет! Возврат контрактников в село составляет 80 — 90 процентов. Помимо подъемных, контрактник, вернувшись на работу в село, три года получает дополнительную заработную плату, но и несет определенные обязательства перед вузом, перед регионом.

В цене ученый от практики
Раньше всё было проще. Заканчивал выпускник вуз и ехал по распределению в село.

— Анатолий Федорович, жалеете ли, что вы, выпускник с красным вузовским дипломом, потеряли несколько лет научной карьеры, уехав по распределению на работу в учхоз?

— Это не потеря! Семь трудовых лет в должности главного инженера хозяйства — багаж неповторимый. Скажу больше: я особо ценю тех преподавателей, которые испытали сельхозпроизводство на собственной практике и только после этого вернулись в наш вуз, чтобы учить студентов. Так бы каждому! Надо знать не только теорию, но и хорошо владеть практикой. Может, потому я и продержался 20 лет на ректорской работе, что еще в селе овладел практикой руководства людьми. (Ректор улыбается с хитринкой. — Н. Ц.). У нас в университете 60 процентов коллектива — кандидаты или доктора наук. Это личности, и с каждым надо уметь разговаривать, найти контакт.

Добро возвращается сторицей
Рассказывают, Анатолий Федорович находит контакт с людьми всегда.

— А правда ли, что к вам не обязательно заходить в кабинет — вы можете решить проблему на ходу?

— Если человек идет и что-то спрашивает, то почему бы и нет? Постоянно стараемся поддерживать в вузе нормальный психологический дух. Коллектив огромный, на каждого ректор не может выделить часа. Порой надо и на ходу решать проблемы: одному путевка нужна, другому — квартира, третьему — место для ребенка в детсаду.

— Неужели можно на ходу решить квартирный вопрос?!

— За 20 лет мы пережили суровые времена и сохранили коллектив. Значит, и такое удавалось… Не помню случая, чтобы я по собственной инициативе кого-то уволил. Это народ не тот, которому надо выносить выговоры.

Мы много строим в последние годы. Возвели пятиэтажный жилой дом. Два общежития переоборудовали и отдали под квартиры преподавателям. Кусочек нашей территории с коммуникациями отдали под строительство дома — квартир 10 — 15 и там получим! Жилье отдаем небесплатно, но с большими льготами.

Вуз развивается
Кондратов полон планов. Не без гордости рассказывает, что на очень высоком уровне уже практически решен вопрос: после критической для должности ректора возрастной планки в 70 лет Анатолий Федорович останется у руля агровуза еще на два года.

— Период будет тяжелый, — размышляет. — Школьников окажется меньше, чем бюджетных мест в вузах, и нам предстоит резко усилить работу среди юношей и девушек на селе. Мы уже создали десять представительств в районах. Будем готовить аграриев со школьной скамьи. Нам надо выдержать конкуренцию с другими вузами. И еще: если раньше мы готовили агрономов, зоотехников, ветврачей, инженеров-механиков, то теперь — и юристов. Открыли и факультет государственного муниципального управления. Среди новых специальностей — «сертификация мясной, молочной и рыбной продукции».

В нашем университете сегодня восемь институтов, три из них — научно-исследовательские: ветеринарной генетики, мясного скотоводства, химизации. К сожалению, в стране рухнули десятки учхозов агровузов. Наш живет, процветает и развивается вместе с университетом.

Присмотрись к сердцу
Снова всматриваюсь в старые и относительно новые фотографии профессора Кондратова. Вот Анатолий Федорович с женой Валентиной Дмитриевной (кстати, тоже выпускницей сельхозинститута) и всем семейством на хлебном поле. Портреты Кондратова-ректора и его сына Виктора — на стенде выпускников-отличников вуза.

— С Валей мы уже 46 лет вместе, — делится, возможно, самым сокровенным Анатолий Федорович. — Наш сын Виктор, как и я когда-то, закончил мехфак. А дочь Татьяна стала врачом-кардиологом. Работает в отделении томографии НИИ травматологии и ортопедии. Наука шагнула до того, что каждый человек может рассмотреть сосуды своего сердца. Об этом я как-то сказал моему давнему товарищу — руководителю известного хозяйства «Ирмень» Бугакову. «Да ни за что не пойду рассматривать свое сердце!» — воскликнул Юрий Федорович. «Надо, — говорю, — Юра, знать, сколько лет нам осталось». Свое сердце я видел…

Слово коллег о юбиляре
Иван ГУДИЛИН, профессор, бывший ректор сельхозинститута:
— Однажды я не мог поехать в Москву по вопросам организации проблемной лаборатории и направил туда Кондратова. Анатолий Федорович выполнил поручение со свойственной ему недюжинной энергией: побывал в отделах союзного Министерства сельского хозяйства, добился приема у министра — видного деятеля той поры Полянского. Вопрос был решен.

Елена РОМАНЬКОВА, директор библиотеки:
— Как-то Анатолий Федорович пришел к нам на творческую встречу с поэтом и увидел горки недавно приобретенных книг по юриспруденции. Позже пошутил: «Когда я слушал в библиотеке стихи, меня со всех сторон окружали права».

Игорь БЕЛОУСОВ, профессор:
«Его зовут Анатолий Кондратов. Стройный, с вихрастыми волосами и стремительной походкой, Анатолий всегда среди механизаторов. Даже свой кабинет он перенес из конторы в мастерскую: на месте дела можно решать оперативно». (Из очерка о молодом инженере учхоза Кондратове).

Регинальд ЦИЛЬКЕ, профессор:
— Мне почти никогда не везло с начальниками. Как правило, они меня не устраивали, да и я их. Преподавать генетику в сельхозинститут меня пригласил Кондратов. Я согласился и не жалею: на этот раз судьба впервые послала мне подходящего руководителя...

Владимир МЕДВЕДЧИКОВ, проректор заочного образования:
— Иногда кажется, что он принимает верные решения почти интуитивно. А это просто признак зрелости руководителя — заранее разобраться в проблеме, посоветоваться с коллегами. С годами эти качества Анатолия Федоровича не ослабевают, а, наоборот, усиливаются.

Александр ГЕРБЕР, председатель Совета депутатов Венгеровского района:
— Анатолий Федорович — наш депутат. С его помощью в Венгерово на базе школы № 2 открыто представительство НГАУ.
Надежда МОРОЗОВА, руководитель студенческой художественной самодеятельности:
— Мы глубоко благодарны нашему ректору за постоянную помощь. Наш студенческий клуб считается одним из лучших вузовских молодежных объединений, он не раз брал призы в конкурсах, в том числе в международных.

Фотографии статьи
170-11.jpg