Любить и рубить безотходно
Как в Новосибири умеют рачительно и эффективно распорядиться природным ресурсом
Вырубить дерево в лесу просто так — преступление. Делать это нужно по науке, аккуратно, чтобы не навредить. Опытные специалисты издалека увидят особую метку, дающую право на взмах топора.
Фото: Алёна Коврова
— Вот оно — клеймо, приглядитесь, — указывает на поверхность сосны Иван Белозёров, начальник отдела лесного контроля и надзора министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области. — Выглядит как зарубка на коре и в глаза не бросается.
Дерево, кстати, на первый взгляд ничем не отличается от остальных. Задаю вопрос, почему оно попало в выборку. Собеседник терпеливо объясняет: пожелтели и высыхают ветви, местами мох. Оно через год-два сгниет и упадет. Но если его спилить сейчас, будет хороший материал для строительства и… больше солнечного света для подрастающего молодняка.
Разговор о качестве древесины состоялся на лесной делянке в Ордынском районе, где мы оказались в рамках пресс-тура, организованного региональным минприроды.
Богатый лес — это красиво, а еще, с точки зрения предпринимателей, перспективно. Поэтому на территории Ордынки немало деревоперерабатывающих производств. Часть из них накопили богатый опыт, расширили производственные мощности, внедрили инновации в процесс. За знаниями, накопленными методом проб и ошибок, с министром природных ресурсов и экологии Новосибирской области Евгением Шестерниным в район приехали лесопользователи со всего региона.
Распилить за три минуты
Один из зрелищных эпизодов встречи, конечно, тот, что на природе. По бездорожью, напролом через траву, между стволов делегация проникла вглубь тайги. И все ради того, чтобы своими глазами увидеть, как щепки летят и падают деревья. Так проходит демонстрация оборудования, которое, возможно, кто-то захочет иметь в своем хозяйстве.
Первый на пути — измельчитель порубочных остатков. Это «насадка» на трактор, с помощью которой мульчируют ветки и кору, собранные в кучи. Стружка, полученная в результате, остается в лесу и перегнивает, становясь питательной средой для растений.
С поставленной задачей — кучей порубочных остатков с человеческий рост — машина справляется за четыре минуты. Зрелищно? Да. А выгодно? Владелец техники, замдиректора компании «Русский лес» Александр Табанюхов рассказывает коллегам, что четыре года назад приобрел насадку за два миллиона рублей — сегодня она стоит уже пять. При этом используют ее на отдельных участках леса и как дополнение к самому распространенному методу утилизации — сжиганию.
Дальше на очереди харвестер фирмы «Амкодор» — белорусская машина высокой проходимости для валки деревьев и обрезки сучьев.
Фото: Алёна Коврова
— Мы сомневались, что она проскочит между деревьями, — вспоминает Александр Табанюхов. — Но техника маневренная, проезжает везде, не задевая деревья, не предназначенные для вырубки.
Чтобы показать, как это работает, он прыгает в кабину, подъезжает к дереву и захватным механизмом фиксирует ствол. В стороны летят опилки — так работают встроенные пилы, — и сосна валится. Далее харвестер обрезает ветки и распиливает ствол на части, не выпуская его из цепкого захвата до последней минуты. Вся операция занимает две-три минуты. Заинтересованные гости тут же задают вопросы о технических характеристиках машины.
Собственная разработка
Не меньший интерес вызвала линия сортировки древесины в лесном хозяйстве «Ордынское».
Фото: Алёна Коврова
— Владимир Кондратьевич сам ее придумал, собрал и запустил, — уточнил министр, указывая на протяженную конструкцию, расположенную во дворе предприятия. Местный Кулибин — Владимир Вехов подтвердил: «Это наша линия сортировки круглого леса по диаметрам. Оператор на вышке с пульта управления поштучно подает бревна на ленту, они едут в сканер, где три запрограммированные камеры определяют параметры древесины, и далее поступает сигнал, куда ее сбросить».
Тут же по команде руководителя начинается движение: отправленные в путь стволы деревьев медленно ползут по линии и падают в разные ячейки.
Собранная собственными руками установка для калибровки бревен по размеру и длине вызвала живой интерес у гостей. Выяснилось, что и программное обеспечение для ее запуска — спецразработка для ордынского хозяйства. Фото: Алёна Коврова
Еще одну интересную технологию — сращивание древесины — на своем производстве показал предприниматель Юрий Меньшиков. Подход, который он применяет, позволяет использовать поврежденную древесину.
— Делаем выбраковку дефектов, нарезаем, склеиваем, — рассказал и показал Юрий Дмитриевич. — В итоге получаем готовые изделия: вагонку, половую рейку, опанелку, различные бруски — все, что идет на отделку помещений. У сращенной заготовки снимается внутреннее напряжение, она долгое время сохраняет геометрию, ее не «ведет».
Всё в дело
Деревообрабатывающие производства Ордынского района добились эффекта безотходного производства. Лес сортируют, обрабатывают, пилят, сушат и хранят с соблюдением всех необходимых требований. Опилки, стружка и обрезки сжигаются или продаются населению, сельхозпроизводителям, животноводам.
По словам Юрия Меньшикова, опилки — источник тепла не только на производстве.
Фото: Алёна Коврова
— Со склада с помощью шнека опилки подаются в оперативный бункер, откуда с помощью контроллера — в газовую камеру. Там очень высокая температура, и они превращаются в газ, который подается в котел, где и сгорает, — рассказывает он. — В зимнее время в сутки требуется 20–24 куба опилок. Так мы отапливаем два наших дома на 36 служебных квартир, цех, гаражи — это около восьми тысяч квадратных метров.
Предприниматели района снабжают регион не только дровами, но и качественной продукцией собственного производства. На предприятии Меньшикова, например, производят около тысячи изделий из древесины — от картин, дверей, оконных рам до сборных домов и бань. Предприниматели отмечают, что в условиях колебания рынка приходится лавировать, постоянно модернизировать и расширять производство, чтобы в критический момент не оказаться со «всеми яйцами в одной корзинке».
Ордынские лесозаготовители производят пиломатериалы для всего региона, конструкции для домов, поддоны, подстилочный материал, двери, оконные блоки. Продукция быстро расходится среди потребителей и получает хорошие отзывы. Фото: Алёна Коврова
Во время встречи ордынские лесопользователи поделились с коллегами и опытом подбора хороших кадров. Вопрос непраздный возник у гостей после знакомства с коллективами — все опытные, ловкие, на жизнь и доход не жалуются. Предприниматели рассказали, что подбирают кадры поштучно и, если нужно, выращивают своих, когда видят потенциал.
По итогам встречи лесозаготовители региона сообща пришли к мнению, что такой обмен опытом необходим на постоянной основе. Это помогает понять, как и в каком направлении развиваться. А еще дает возможность обсудить общие проблемы и разобрать возможные пути их решения.
С марта 2026 года в России изменится срок проведения государственной экспертизы проектов освоения лесов. Он будет сокращен с 15 до восьми рабочих дней, а проектов освоения лесов для заготовки древесины — до 11 рабочих дней. Также специалисты по отводу и таксации лесосеки смогут пройти аттестацию на портале ЕПГУ («Госуслуги»). Фото: Алёна Коврова
КСТАТИ
В 2025 году День лесника, а точнее, День работников леса и лесоперерабатывающей промышленности, выпадает на 21 сентября. Праздник посвящен всем, кто трудится в отрасли, включая как охрану, восстановление, так и рациональное использование зеленых ресурсов.
КОММЕНТАРИЙ
Евгений Шестернин, министр природных ресурсов и экологии Новосибирской области:
— Даже если у производителя будет самое новое оборудование, без понимания, что сейчас востребовано и необходимо, где и какие рынки сбыта, все начинания обречены на провал. Лесопользователи должны общаться, вести непрерывный диалог, делиться технологиями и, в конце концов, поддерживать друг друга. У нас не так много леса, чтобы устраивать внутреннюю конкуренцию. Лесопользователи должны жить одной большой семьей. А сотрудники министерства должны думать, как поддерживать на уровне учреждения и лесопользователей — государственными или иными программами.