До апреля все договоры заключат

В Новосибирске по данным на начало прошлой недели контрактация на ремонт дорог составляла 66,7 процента. Для сравнения: в прошлом году на аналогичный период было всего 20 процентов. Ситуация кардинально изменилась.
Конкретика по ней была представлена на заседании транспортного комитета Законодательного собрания на минувшей неделе.
Погодные условия в Сибири не всегда благоприятствуют ремонтам, лето короткое и беспокойное, дорожно-строительный сезон, как говорится, пролетает со свистом пули. Важно вовремя подготовиться к нему и оперативно приступить. Но для начала найти тех, кто будет ремонтом заниматься, — процедура серьезная и не быстрая.
На минувшей неделе депутаты комитета Законодательного собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике проконтролировали ход исполнения решений, касающихся контрактации ремонта автодорог региона. Как напомнил парламентариям председатель комитета Валерий Ильенко, заключение контрактов на выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту автодорог регионального и межмуниципального значения должно быть завершено до 31 марта.
— Это наше совместное решение с министерством транспорта и мэрией города Новосибирска, — подчеркнул Валерий Ильенко. — На сегодня ТУАДом (Территориальным управлением автодорог. — Прим. авт.) заключено 77 контрактов на выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту автодорог регионального и межмуниципального значения Новосибирской области — выполнение 100 процентов. Органами местного самоуправления на 14 марта заключено 65 контрактов, то есть 46,8 процента. При этом есть шесть районов, которые выполнили контрактацию на 100 процентов: Баганский, Доволенский, Карасукский, Убинский, Усть-Таркский и Чистоозёрный. В Новосибирске контрактация составляет 66,7 процента. В прошлом году она составляла 20 процентов. То есть ситуация кардинально изменилась. Мы не видим абсолютно никаких препятствий для того, чтобы задачи, которые мы поставили, были выполнены до 31 марта.
Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Игорь Миллер уточнил, что по нацпроекту «Инфраструктура для жизни» у ТУАДа законтрактовано сто процентов объектов. Что касается непосредственно города Новосибирска, остается один объект, то есть Димитровский мост, но по нему конкурсные процедуры тоже запущены.
Процедуры по муниципалитетам на момент доклада минтранса были законтрактованы на 44 процента, еще 9,6 процента в стадии закупки, 32,8 процента — на рассмотрении в управлении капстроительства, 10 процентов — в стадии подготовки конкурсной документации. Таким образом, к концу марта уже есть 97 процентов контрактации по всем объектам.
Кроме того, заместитель министра перечислил районы, где конкурсные процедуры еще не запущены: в Сузунском и Барабинском проектная документация находится на экспертизе; в Мошковском и Северном пересматривают этапность работ с учетом выделенных лимитов финансирования. Но, как подчеркнул замминистра, к 28 марта документация будет направлена на торги.
Димитровскому мосту требуются ремонтные работы по замене дорожного покрытия, укладке нового асфальта на тротуарах. Фото: Андрей Заржецкий
А что с Димитровским мостом? Начальник департамента дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Александр Стефанов уточнил, что заключение контракта на ремонт сооружения ожидается ориентировочно в десятых числах апреля.
Ремонт продлится, по планам градоначальства, до 2027 года, но движение перекрываться полностью не будет: число полос сохранится, только они при этом будут сужены. Вице-спикер областного парламента Майис Мамедов уточнил, есть ли уверенность, что на мост все-таки найдется подрядчик? Глава городского департамента ответил, что документация на мост откорректирована, поэтому нет предпосылок, чтобы на торги никто не заявился, условия вполне конкурентные.
Слово взял депутат Александр Барсуков, известный в регионе строитель дорог, отлично знакомый с сельской «дорожной картиной». Он напомнил собравшимся, что необходима актуализация перечня ремонтируемых автодорог.
— Мы сегодня ремонтируем по существующим: где проезд есть, мы их усиливаем, приводим в нормативное состояние, — сказал Александр Барсуков. — А количество ликвидированных грунтовых дорог не увеличивается, остается на том же уровне. Причем есть ведь даже поручения губернатора, школьные маршруты — они тоже сегодня «не в обойме». Проектная документация не сделана, вопрос упирается именно в нее. Идем не по пути изучения мнений и потребностей, а по пути наименьшего сопротивления. Необходима актуализация объектов, которые выносятся на контрактацию. Сегодня мы делаем ремонт в четыре раза меньший, чем необходимо. Вопрос нужно рассматривать в комплексе и менять отношение к проектированию дорог в первую очередь, отсюда уже будет вытекать и контрактация.
Заместитель председателя комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Сергей Титков обратил внимание на то, что по законтрактованным в 2025 году объектам произошло снижение цены на четверть: на 860 миллионов от 3,5 миллиарда рублей.
— Из 77 контрактов ТУАДа 44 были заключены со снижением первоначальной стоимости на 20–25 процентов, — подчеркнул Сергей Титков.
Парламентарий связал эту экономию и неосвоение бюджетных средств, предусмотренных на дорожный комплекс: например, в 2023 году сумма неосвоенных средств составила 1,5 миллиарда рублей. Правда, тогда это связывали с пандемией. Парламентарий выразил озабоченность:
— В июле мы будем рассматривать исполнение бюджета на 2024 год. По моим данным, сейчас 1,7 миллиарда неосвоенных средств. Не окажется ли, что, возможно, мы опять не освоим средства? — задал вопрос Сергей Титков. — Будут отказываться подрядчики и не исполнять те задания, которые выдавались? Вот о чем речь идет.
По мнению руководителя ТУАДа Владимира Воспанчука и главы комитета Валерия Ильенко, экономия многих подрядчиков может объясняться заблаговременным приобретением инертных материалов или наличием собственных асфальтобетонных заводов. Тем не менее, подчеркнул Валерий Ильенко, тема заслуживает внимания.
Депутат Владимир Анисимов, в свою очередь, отметил, что, если объекты отторговываются со снижением более чем на четверть, это повод для всех задуматься.
— В свое время угробили организации, которые занимались бурением скважин для воды. Сегодня ни одной дееспособной организации такой нет. Если смета сформирована правильно, за счет чего можно снизить цену контракта? — задался вопросом парламентарий. — Кто бы что ни говорил про оптимизацию налогов, снижение зарплаты, про инертные материалы, это невозможно. Такое снижение возможно только через нарушения.