Не отдать ребят козлам-провокаторам
Молодые педагоги делятся практическим опытом работы с подростками
Зачем нужна молодежная политика, что бывает, если не проявлять интереса к юношеству, предоставляя ему взрослеть самостоятельно, и что делать молодому педагогу с группой риска?
Мы умышленно обратились не к матерому педагогу, а к человеку, который абсолютно близок к молодежи не только по возрасту, но и по роду деятельности, варится со студенчеством в одном творческом котле и говорит на одном языке. Александра Калугина — новосибирский педагог-организатор, работает в Агентстве поддержки молодежных инициатив, есть практический опыт работы с учащимися в колледже. Она откровенно признается: замотивировать бывает ой как непросто. И это не только в Новосибирске.
— Исследователи платформы «Неравнодушный человек», Минобрнауки РФ и комитета Госдумы по молодежной политике недавно выдали такую цифру: около 44 процентов российских студентов вовлечены в общественную деятельность, — приводит статистику Александра. — То есть доля пассивности и материальной заинтересованности среди молодежи по-прежнему дает фору добровольной вовлеченности.
Почему так? С чем связано нежелание студентов быть опорой обществу, безвозмездно творить, создавать и развиваться?
— Предлагаю начать с ответа на вопрос, почему столько суматохи вокруг молодежи, — говорит Александра Калугина. — Молодое поколение более активно, прогрессивно, легко приспосабливается к изменениям, имеет неутолимое желание заявить о себе. Потенциал, если его не реализовать, со временем может угаснуть или перерасти в нечто опасное, что приведет к негативным последствиям не только для нереализованного, но и для всего общества и государства.
Что, в общем, мы имеем в виде последователей разного рода «лидеров общественного мнения» деструктивного толка. В сети полно таких козлов-провокаторов.
— В отличие от воспитательной работы, которой положено заниматься родителям, педагогам и прочим, молодежная политика — это про самостоятельность и собственное желание, здесь нет места принуждению через рычаги давления, — рассуждает наша собеседница. — Я не единожды проводила исследования вовлеченности студентов во внеурочную деятельность, со многими общалась лично. Для себя выявила несколько категорий: негативное влияние одногруппников и страх быть непонятым («боюсь, что засмеют»), неуверенность в своих силах и возможностях, внушенные родителями предрассудки («твое дело — дороги строить, а не скакать на сцене», «у тебя нет таланта» и прочее), несовпадение интересов, отсутствие действенной мотивации, работа и другая занятость.
Быть лидером, а не «злой тётей»
— Со школьной скамьи видела такую картину: педагог может позволить себе повысить голос на ученика, угрожать ему тем, что отстранит от общественной деятельности, игнорировать «звоночки» и чуть ли не заставлять всеми силами делать то, чего не хочется, — продолжает Александра. — Такими методами не получишь результата, еще и несформированную психику можно разрушить. Важно быть лидером для молодежи, а не «злой тётей с высшим образованием». Двери моего кабинета всегда были открыты для желающих: там проводились занятия, ко мне приходили за советом, высказаться, выпить кружку чая или просто поболтать. Дело в доверии. Педагог в первую очередь наставник. Человек, который поможет, подскажет, выслушает и поймет. Слушать бесконечные упреки и позволять ограничивать себя и свои возможности никому не понравится.
Кто в группе риска и что с ними делать?
— Начинать лучше с «самопрезентации» — показать, насколько ты интересная личность, зацепить, — делится наша собеседница. — Это не должен быть банальный рассказ про количество дипломов в вашей копилке. Необходима «фишка» и легкость в общении. Моей ежегодной практикой были «сентябрьские беседы» в группах нового набора: емкий, но эмоциональный рассказ о «внеурочке» на базе колледжа, о «бонусах» — что можно получить, принимая активное участие. «Фишка» — это действие, то, что отложится в эмоциональной памяти аудитории. У меня таким трюком было привлечение к беседе с новичками студентов, с которыми уже работаю.
Дальше общее собрание: знакомимся поближе, общаемся в мессенджерах и лично. Надо показать, что вы открыты к разговору, готовы помочь, что вовлечены в жизнь ребят. Без «здоровых манипулятивных техник» в педагогике никак, уверена молодой педагог. Вас не слушают? Демонстративно замолчите, да хоть хлопайте в ладоши или выключите свет, чтобы привлечь внимание. Необходим максимальный охват на предстоящее мероприятие? Расскажите о нем в деталях, которые интересны не вам, а именно студенту. Если учащийся хочет бросить начатое или отказывается участвовать, отметьте важность именно его участия, его талант и положительные качества.
— Иногда педагогу неплохо показать свою «слабость», попросить о помощи, — говорит Александра. — В педагогике есть отдельный пласт под названием «девиантное поведение» и «группа риска», за годы работы не обошлось и без этого. Это студенты, требующие особого внимания: психические проблемы, зависимости, противозаконная деятельность и другое. Никогда не думала, что смогу изменить человека в лучшую сторону. Когда я была еще зеленой в профессии, удалось найти заинтересованных студентов для старта моей идеи — продвижения сценического искусства в массы. Было нелегко, старалась передать весь опыт. Вместе с ребятами создали творческое объединение, организовывали праздники в колледже, ставили сценки, участвовали в конкурсах, в том же КВН заняли второе место. Даже философствовали.
В такой беседе по душам, спустя уже полгода, я узнала, что, сама того не ведая, предостерегла одного студента от незаконной деятельности, несмотря на то, что в группе риска он не числился. В тот день студент сказал мне, что больше не видит смысла заниматься чем-то опасным, даже если подобное приносит желаемое чувство адреналина, ведь эти ощущения можно ловить во время выступлений. История самая ценная для меня, мое первое достижение.
5 шагов к диалогу
1. Любовь к делу. Важно получать удовольствие от того, что делаешь, как делаешь и почему делаешь. Вкладывать силы, эмоции, душу. Заряжать своими чувствами студентов, выбирать и создавать проекты, которые будут интересны не только тебе, но и всем участникам.
2. Педагог равно друг. Необходимо развивать взаимоотношения на равных, как со взрослой личностью, построенные на уважении, взаимовыручке и гуманности (без нарушения границ). Как хороший друг, поддерживать, мотивировать, быть честным и искренним, помогать, если что-то не получается.
3. Уникальность. «Таланта нет» — я не верю в эти слова. В каждом из нас, даже где-то в глубине души, есть наша маленькая особенность, просто надо вовремя ее заметить, зацепиться за нее и развивать. Характер, тип личности, внешность, даже тембр голоса и подача слов у людей индивидуальны. Необходимо это понимать и принимать друг в друге. Кто-то остро отреагирует на критику, начнет защищаться, злиться, плакать, а кто-то спокойно выслушает и примет к сведению. К этому тоже надо быть готовым.
4. Причастность. Создать команду — задача крайне эффективная. Когда есть команда, студентам намного интереснее: есть одна цель, множество разноплановых идей, совместное решение поставленных задач, более опытные студенты помогают менее опытным методом наставничества. Команда словно семья: чувствуешь себя уютно, тебя поддержат и помогут.
5. Креатив. Банальное уже приелось, поэтому пора пробовать новые методики — не рассказывать скучный доклад на два часа, а провести целую интерактивную игру. Интерес к таким мероприятиям намного выше, и темы могут быть совершенно разными.