USD 79.1703 EUR 90.3954
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Первый в практике мостостроения

Наталья ИВАНОВА
«На строительстве коммунального моста в Новосибирске». Фото: Редакционное издание «Строкой отмеченное время»
«На строительстве коммунального моста в Новосибирске». Фото: Редакционное издание «Строкой отмеченное время»

Строительство Коммунального моста в областном центре задержала Великая Отечественная война

Красавец Коммунальный (Октябрьский) мост дал мощный толчок формированию современного облика Новосибирска. Само по себе появление этого сооружения стало значительным событием в жизни будущего мегаполиса, облегчив связь между берегами Оби, административным центром и соцгородом, как тогда называли Левобережье.

В 2022 году Новосибирская область отмечает 85-летие со дня образования. В честь этого юбилея газета «Советская Сибирь» обращается к своим архивным материалам, будучи хроникером истории развития региона.

«Строители моста через Обь начали осваивать следующие два речных пролета с того и другого берега. Группа водолазов во главе с т. Егоровым, занятая обследованием состояния оснований временных речных опор, взяла обязательство быстро и доброкачественно провести эту работу. Одновременно заготовляются ростверки и комплектуются конструкции временных опор. Идет борьба за то, чтобы 15 июня закончить монтаж арки пролета и начать ее клепку. Ведется подготовка к бетонированию трех опор. Коллектив механического цеха обязался досрочно изготовить портальный кран для монтажа арки на левом берегу», — сообщала газета «Советская Сибирь» о ходе строительства Коммунального моста в Новосибирске в июне 1954 года.

В статье «Мощное сооружение пятой пятилетки» от 22 октября 1955 года издание известило об открытии движения через реку Обь: «Еще в двадцатых годах была ясна настоятельная потребность в мосте, который соединил бы основную часть Новосибирска с его промышленным Кировским районом. В конце тридцатых годов проект моста был готов, но вой­на помешала осуществить его», — рассказал на страницах издания главный инженер строительства Николай Богдзель. Он поделился следующими подробностями: «Новосибирский мост по конструкции своей — первый в практике мостостроения. До сих пор нигде не строили пролетов такого типа длиной более 120 метров. Как известно, у нас это стало возможным потому, что металлурги дали специальную сталь — высокопрочную и упругую. Важной особенностью конструкции было включение плиты проезжей части в общую работу с металлическими балками. В нашем коллективе родилась и была использована мысль о создании сборной плиты. По проекту сборка пролетных строений должна вестись только с правого берега. Мы нарушили это, и, как известно, два монтажных отряда встретились в феврале прошлого года над рекой у четвертой опоры. Организация работ по монтажу одновременно с двух берегов потребовала перевозки тяжелых металлоконструкций по льду на левый берег и создания там солидного запаса металла».

Другое нововведение использовали при облицовке опор гранитными плитами: «вместо массивной облицовки применили навесную. Это ускорило ход работ, что при нехватке бетонщиков явилось особенно ценным вкладом в строительство».

СПРАВКА
До ввода в эксплуатацию Коммунального моста перебраться на другой берег Оби летом можно было по понтонному мосту, а в зимнее время — по ледовой переправе.