USD 80.7498 EUR 93.6274
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Наши за 100. Но Наши...

подготовила Светлана УТКИНА. Фото Сергея ДЯТЛОВА.
Марк Лобстейн решительно опроверг миф о гормонах.
Марк Лобстейн решительно опроверг миф о гормонах.

В начале 90-х годов теперь уже прошлого века знаменитые американские окорочка для многих россиян стали чуть ли не единственным доступным по цене мясным продуктом. Окорочка ехидно окрестили «ножками Буша», после того как в 1990 году было подписано торговое соглашение между Михаилом Горбачёвым и Джорджем Бушем-старшим о поставке в Россию замороженных куриных окорочков. Так как в те времена советские прилавки практически пустовали, «ножки Буша» пользовались бешеной популярностью.

В итоге Соединенные Штаты долгое время являлись самым крупным поставщиком курятины в Россию. Только в 2006 году 55% всей проданной курицы было выращено в России, 35% импортировано из США, 6% из Бразилии и 4% — из других стран, преимущественно европейских. Но за последние 8 месяцев объем американского экспорта птицеводческой продукции из США снизился на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Терять российский рынок американцам крайне невыгодно, поэтому для развития бройлерного проекта в России создана некоммерческая организация Международная программа развития птицеводства (IPDP).

Недавно в Новосибирске представители этой организации провели «круглый стол» на тему «Качество и безопасность мяса птицы из США. Современные тенденции». Надо сказать, что при небывалой популярности «ножек Буша» про них говорили всякое: и что окорочка напичканы гормонами, и что их вымачивают в хлорке, и что они — часть просроченного стратегического продовольственного запаса Америки.

Все эти вопросы были адресованы в лоб главным спикерам «круглого стола»: Марку Лобстейну, вице-президенту по техническим вопросам Совета США по экспорту домашней птицы и яиц, и Альберту Давлееву, главе российского представительства этого ведомства.

Марк Лобстейн решительно опроверг миф о гормонах, пояснив, что «использование гормонов при выращивании птицы законодательно запрещено с 1972 года, а для профилактики заболеваний птиц используются разрешённые, в том числе и в России, препараты. Также существует национальная программа контроля остаточных следов различных антибиотиков и других веществ в тушке птицы».

Что касается хлора, на американских предприятиях при производстве мяса птиц используют хлор, при этом официально разрешённая концентрация хлора составляет 20 — 50 частей на миллион. Производители считают хлорирование слабыми растворами допустимым, не наносящим вреда здоровью человека, и приводят сравнение с добавлением хлора в питьевую воду. Кстати, аналогичные методики используются и на наших российских птицефабриках. Что касается вопроса о «просроченном запасе», Марк Лобстейн посмеялся над этим вопросом и объяснил алгоритм выращивания и поставок курятины. По сути, он немногим отличается от нашего. Так же производство мяса птицы контролирует Минсельхоз, только американский. При этом проверяется каждая (!) тушка птицы, в том числе тщательно контролируется и процесс убоя. После паники с птичьим гриппом каждое поголовье тестируется на наличие вирусов этого заболевания, только после получения отрицательных результатов птица признается годной к убою. Самое главное, уверял Марк Лобстейн — в Америке употребляется та же птица, что и идет на экспорт. Существует лишь разница в этикетке, к которой есть другие требования, регламентируемые нормами международной торговли. По аналогии стоит отметить, что нельзя ввозить товар, скажем, в соседний Казахстан, если на продукции отсутствует аннотация на государственном (казахском) языке этой страны.

По словам Альберта Давлеева, помимо этого, для контроля качества в США существует дополнительная программа НАССР — анализ рисков и критических контрольных точек. В ее рамках отслеживаются производственные процессы на птицефабриках. Все птицеводческие предприятия США обязаны иметь план НАССР для каждого производимого продукта. Опять же по аналогии результаты экспертизы НАССР можно считать весьма грубым, но аналогом нашего советского «Знака качества».

Кто-то, читая эту статью, возможно, спросит: «Сколько можно хвалить забугорную продукцию?»

Давайте оставим сейчас «квасной» патриотизм и подумаем о потребителе. Министерство экономического развития России снижает квоты на импорт мяса. Значит, отечественным товаропроизводителям достанется больше места на полках магазинов. При существующем раскладе не захотят ли наши «птичьи короли» воспользоваться ситуацией и поднять цену на курятину, которая, как выясняется, хороша только тем, что бегала по местным огородам?

Во всяком случае Альберт Давлеев оценивает ситуацию именно так: «Отечественные производители будут иметь преимущества, но из-за недостаточной конкуренции можно ожидать монополизации рынка и роста цен».
Какими должны быть цены на курятину? Вот что говорит Давлеев: «На протяжении многих лет мы проводили анализ ценовой эластичности категорий мяса птицы. И выяснили, что должный уровень прироста потребления мяса птицы осуществляется на уровне розничной цены от 70 до 90 рублей за тушку мяса и 60 — 80 рублей за части мяса птицы. Что показывают сегодняшние цены в новосибирских магазинах? Тушка стоит от 115 рублей, части тушки — от 90 до 170 рублей. Если новосибирский покупатель готов платить такие деньги, что ж, таковы реалии. Но я считаю, что всегда найдется сегмент потребителей, для которых куриные окорочка как были, так и останутся основным источником белка, потому что они просто не смогут купить свинину либо говядину».

Соединенные Штаты долгое время являлись самым крупным поставщиком курятины в Россию. Только в 2006 году 55% всей проданной курицы были выращены в России, 35% были импортированы из США, 6% из Бразилии и 4% — из других стран, преимущественно европейских.

Но за последние 8 месяцев объем американского экспорта птицеводческой продукции из США снизился на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Терять российский рынок американцам крайне невыгодно, поэтому для развития бройлерного проекта в России создана некоммерческая организация Международная программа развития птицеводства (IPDP).