«Я тоже старый ветеран»

...Когда человеку 84 года, и он собирается в дальнее путешествие, умный человек предвидит любой исход. Жан Муассон завещал похоронить его там, где он умрет.
В страну снегов и льдов
Почему такая тяга к Сибири? Так и хочется перефразировать Светлова: «Откуда у парня сибирская грусть?»
...Из переписки Жана Муассона с Раисой Ивановной Телешовой, заведующей кафедрой французского языка Новосибирского педуниверситета, профессора, доктора филологических наук Тулонского университета: «Случай при встрече с мэром города Йера, который готовился принять мэра Новосибирска, определил мою судьбу. Из тихого пенсионера я превратился в первопроходца снегов и льдов. Я прилагал все усилия для развития отношений между Новосибирском (т.е. Россией) и моей Францией. Я служил франкофонии, которая нуждается в добровольцах».
Новосибирские друзья Муассона стали для него гидами в такой сложной, но интересной Сибири. Они помогали ему почувствовать себя здесь нужным, а для пенсионера любой национальности это большое дело, по сути, вторая жизнь.
Впрочем, Муассон был необычным пенсионером. Представьте себе: юг Франции, море, Лазурный Берег — здесь был его дом. Жить бы да почивать на лаврах прошлых заслуг...
...Кто вы, месье Муассон? ...После смерти француза многие СМИ в некрологах почему-то зачислили его в состав знаменитой французской эскадрильи «Нормандия — Неман». Это не так. «Он по молодости лет просто не успел туда попасть, — рассказывает Раиса Телешова. — Окончил Военно-морскую академию во Франции, служил на авианосцах. Капитан первого ранга, летчик морской авиации, он испытывал боевые самолеты во время войны, на минном тральщике курсировал у берегов Италии, командовал военно-воздушной базой в Йере».
Но героическая история «Нормандии» не могла не волновать Муассона. Когда новосибирские друзья рассказали не менее отважному летчику, что здесь, среди «снегов и льдов», имеется музей прославленной экспедиции, он немедленно отправился туда. С тех пор прошло больше 10 лет, и встречи в музее стали для него традицией.
Он привозил в музей драгоценные реликвии. В частности, форму генерала Жозефа Риссо, одного из летчиков эскадрильи, важные документы и фотографии. Встречался с ребятами. В книге отзывов оставил свой «рецепт» патриотизма: «Вы, юные русские, — большие патриоты. И это очень важно. Когда любят свою Родину, способны сделать много великого для нее, и тем она возвышается среди других наций».
«Многие наши ученики и выпускники хранят у себя дома трогательные знаки внимания Жана: миниатюрные эйфелевы башни, фигурки птичек, морские ракушки, значки, проспекты города Йера, где жил ветеран, — вспоминает Наталья Домбровская, руководитель музея «Нормандия—Неман» новосибирской школы № 70 с углубленным изучением французского языка. — Мы потрясены его смертью».
Каким запомнили его новосибирские друзья? Добрым. Элегантным. Щедрым. Мудрым. Сам Муассон считал, что выполняет в России просветительскую миссию: «Лекции являются возможностью рассказать о богатой истории и культуре Франции и гениальности французского народа».
Студенты педуниверситета, а позднее и других новосибирских вузов (и вузов других городов, поскольку ветеран ездил по всей нашей стране), заслушивались его лекциями о том, что зовется манящим словом «Франция».
«Он стоял у истоков сотрудничества нашего вуза и Тулонского университета. Помог более 350 студентам пройти стажировку в разных городах Франции. Хлопотал, помогал, устраивал, кормил, если студенты были «на подсосе». Организовывал в Новосибирске конкурсы французской орфографии», — рассказывает Раиса Телешова.
...Почётный профессор НГПУ, почетный профессор Сибирского института международных отношений и регионоведения, профессор Тулонского университета.
Кавалер орденов Франции: Почетного легиона, Ордена за заслуги, Академических Пальм, Золотой медали Французской академии, член Союза предпринимателей департамента Вар — все эти регалии Муассону достались после войны. Но память о ней засела в нем на всю жизнь, как те мины, которые он вылавливал, командуя минным тральщиком...
«Робею, я иностранец, но присоединяюсь к общему порыву»
Незадолго до кончины Жана Муассона Новосибирский педуниверситет подготовил к изданию книгу ветерана, в которую вошел цикл лекций и его замечательные автобиографические рассказы. Один из них называется «Иван Ипполитович на Красной площади». Иван Ипполитович — сам Муассон. Раиса Телешова вспоминает, как однажды в одной из школ маленькая девочка спросила его отчество. А у него двойное имя: Жан-Ипполит. Тогда девочка смешно резюмировала: «Тогда вы Иван Ипполитович».
...Предлагаем вам небольшой отрывок из этого рассказа, который передает чувства ветерана французской армии в День Победы. Кстати, Жан Муассон участвовал в Параде Победы 9 Мая 1945 года в Париже на Елисейских полях.
Жан МУАССОН
Иван Ипполитович на Красной площади
<...> Приключения неутомимого французского ветерана, который в 2002 г. задумал попасть на главный парад Победы в Москве.
<...> Я переживаю незабываемые моменты моей жизни. Я чувствую себя безмерно счастливым от того, что мне удалось совершить невероятное.
<...> В нескольких сотнях метров находится Могила Неизвестного Солдата. «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен...»
Я робею, я иностранец, и все же я присоединяюсь к общему порыву… Я тоже старый ветеран. Стою неподвижно, прижав фуражку к груди. Опускаю голову, потому что меня душат рыдания. И ухожу медленно, переполненный эмоциями, направляясь к Москве-реке, к гостинице. Милиционеры на меня смотрят с улыбкой. Да, видно, что я непохож на других. Чуть дальше россиянин лет тридцати хочет сфотографировать со мной своего сына, потому что он впервые встречает в Москве человека с орденом Почетного легиона. Какой народ! И я стараюсь обязательно отвечать на приветствия прохожих «С праздником!» — «Спасибо!»
Только что осуществилась мечта моей жизни».