USD 80.6842 EUR 94.4622
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Боль во спасение, или Экстрим по-новосибирски

Галина ЧЕРЕЗОВА.
101-41.jpg
101-41.jpg




Почему человек начинает пить, или не хочет жить? В его организме не хватает «гормонов счастья» — эндорфинов. Так вот, оказывается, поверхность нашего тела — прекрасное «поле деятельности». На мышцах человека находятся рефлексогенные зоны, напрямую связанные с корой головного мозга. И когда на них воздействуют сильной болью, в мозг сразу уходит сигнал, в ту его часть, которая отвечает за логику. «Катастрофа! — вопиет организм. — Спасайся!» Эндорфины начинают усиленно продуцироваться, повышается иммунитет и человек выздоравливает! В истории издавна существовало лечение болью. Поркотерапия под названием правеж применялась в русской традиции. Древние монахи, дабы укрепить дух, истязали себя плетьми. Будущих воинов Спарты подвергали аналогичной процедуре «закаливания». О лечении болью, особенно душевных страданий, говорил Гиппократ.


В 2008 году группой авторов — доктором медицинских наук психиатром-наркологом Мариной Чухровой, доктором биологических наук Сергеем Сперанским, клиническим психологом Германом Пилипенко — получен патент «Способ лечения авитальной активности человека». Суть изобретения — внешнее дозированное болевое воздействие на организм. Инструмент — розги, вымоченные в горячей воде. С Германом Пилипенко, Мариной Чухровой и с пациентами, подвергшимися столь экзотическому методу лечения, встретился ваш корреспондент.

Преодоление
Жил-был человек. Толково жил, осмысленно. Институт с отличием. Успешное продвижение по служебной лестнице. Любимая семья, достаток. Как и почему стал пить? От внутреннего ли дискомфорта, когда что-то упущено безвозвратно? От нерешённости ли вечных вопросов: кто я и зачем? Сначала выпивал, как все, по праздникам, с друзьями. Потом чаще. Развод. Одиночество. Приходил в пустую квартиру и доставал горькую.

Однажды задержался у зеркала. Физиономия… А ведь он помнил своё лицо другим… И решил: так продолжаться не может! Сам пошёл в наркологический диспансер. Но душеспасительные беседы о вреде алкоголя вызывали внутренний протест. Александр, так назовём нашего героя, живёт в одном из сибирских городков. Узнав об оригинальном методе лечения алкоголизма, приехал в Новосибирск с твёрдым желанием освободиться от пагубной страсти.

Заметим, на сеансы розготерапии берут не всех, идет строгий отбор, соблюдается главный принцип медицины: не навреди. У пациентов определяют вегетативную реакцию на боль, решают, показан метод или нет. До начала действа психолог Герман Пилипенко и психиатр Марина Чухрова в доверительной беседе с пациентом психологически готовят его к трудному испытанию. Пациент должен понимать: процедура лечебная, а не наказание, не унижение. Задача врачей — помочь человеку осознать свои проблемы, цели, смысл своей жизни.

Небольшая уютная комната. Мягкие кресла, столик, цветы. Кушетка «исцеления». На нее укладывают Александра. Страшно? Конечно! Больно? Еще как! Но доктор Пилипенко в совершенстве отработал методику. Ивовые розги со свистом рассекают воздух над обнаженным телом. Это момент подготовки: пациента просят расслабить мышцы, тогда удары менее ощутимы, и дух свой в это время он готовит к принятию боли. Сначала пробные, вполсилы удары по ягодицам, спине. Психотерапевт и пациент — в постоянном диалоге. «Терпимо? — спрашивает доктор. — Усилим удары. Не молчите! Можно кричать, даже поплакать, не сдерживайте эмоции!» И спокойно — о жизни, что бывает порой агрессивна, о разных принципах, по которым живут люди, об окружении, которое ты сам формируешь, и тогда уже никакое чужое мнение на тебя не сможет повлиять…

Лицо Александра — сплошная гримаса боли. Тело закручивается в тугой комок. Ладони сжаты в кулаки так, что побелели косточки суставов. На лбу выступила испарина. Он шумно дышит, стиснув зубы. Герман Николаевич останавливает процедуру и продолжает сеанс психотерапии: «Вы уже чувствуете изменения, они настолько сильны, что вы теперь — творец своей жизни. И мы укрепим это», — тон по-прежнему спокойный, он будто не замечает мук пациента. По телу снова пляшут розги. До тридцати ударов получает пациент. Отдых!.. Но только тело отдыхает. Затуманенный болью мозг впитывает слова доктора.

«Когда не мешают, каждый может. Попробуй, когда мешают! Когда палки в колёса… когда какое-то мнение навязывают, ярлык навешивают. Мы сами выбираем… Вдо-о-ох — выдох!» — И опять по нарастающей — удары, удары… Пациент еле сдерживает крик. Он весь в поту. Пик боли. Спина Александра стала красной, как после парной, на теле проступают характерные полосы… На мой взгляд, он дошёл до полной «кондиции». Воздействие, как пояснил потом Герман Николаевич, проводится на пороге болевой чувствительности человека. «Расслабились!» — властно приказывает доктор. Пациента накрывают простынёй. Сеанс окончен. Боль полностью пройдет через полчаса. Исчезнут за несколько дней следы от розг. Останется чувство победы над собой, а вместе с ним заложенное доктором в подсознание прекрасное чувство свободы от того, что мешало совсем недавно жить.

«У меня возникали мысли проверить качество лечения, — вспоминает Александр время, когда возвратился домой после первого сеанса. — Выпить? И такая тоска взяла: а кого ты, дурак, проверяешь? Врачей? Себя ещё раз? Зачем?! Мало ты пережил? А сегодня, после трех сеансов, иду мимо магазина — водку продают. Свободно, покупай! И …прохожу мимо».

Запрограммировать на жизнь
Где же, как говорится, собака зарыта? Почему происходят — порой всего за один сеанс! — столь поразительные перемены в человеке?! Как объясняют авторы метода, в процессе злоупотребления алкоголем (равно как и при любых аддикциях) у человека формируется патологическая доминанта, сверхценная идея о необходимости употреблять алкоголь. Все мысли заняты только им. При этом активировано в основном эмоциональное правое полушарие мозга. А нужно включить рациональное левое, которое очень эффективно включается с помощью болевого воздействия. Болевой стресс вызывает массированный выброс эндорфинов и восстановление чувствительности эндорфиновых рецепторов. Огромный поток болевых импульсов как бы стирает эту патологическую программу и формирует новую доминанту — выжить. С помощью боли включаются архаичные пласты человеческой психики, которые активируют весь организм на выживание. И тогда все проблемы становятся мелкими, не значимыми. Нужно только выжить! И эта настоящая физическая боль даёт понять человеку: вот в чём смысл, вот чего нужно избегать.

Уже после первого сеанса Александр отказался от алкоголя. После трех — посчитал себя здоровым. Работу нашел. Начал составлять родословную семьи, до седьмого колена отыскал в исторических документах родственников! «Изменения разительные, — рассказывает он. — Груз проблем, связанных с алкоголем, исчезает. Нет замкнутости. Исчезла напряженность в отношениях с людьми. Ушло чувство внутренней вины. На другие проблемы смотришь в ином ракурсе. Намного легче стало жить».

Кушетка, розги да искусство психотерапевта — и отступают тяжелейшие недуги. Без лекарств. Без финансовых затрат. Неудивительно, что метод вызывает скепсис. Не раз авторов упрекали в том, что их пациенты якобы «подсаживаются» на болевое воздействие. Что имеет место некий кайф. Говорят о садомазохизме, шарлатанстве. А между тем нейрофизиологические тесты, которые проводят пациентам до и после воздействия, показывают улучшение самочувствия. У человека появляется стойкое желание изменить свою жизнь.

С розгами по стране
За три года пролечены десятки пациентов. И не только с алкогольной и наркотической зависимостями. Бичевание розгами приняли люди, страдающие неврозами, некоторыми видами психосоматической патологии — бронхиальной астмой, ишемической болезнью сердца, гипертонией. Метод очень эффективен при депрессиях. Во время сеанса проблема «достается» через эмоции, отрабатывается с психологом и «утилизируется». Пациент отстрадает здесь и сейчас. Примеров избавления от душевных страданий, ведущих к тяжелым неврозам, можно привести множество. Женщина, потерявшая ребенка и не хотевшая жить. Молодой человек, закончивший вуз, не нашедший работы и спрятавшийся от жизни во Всемирной паутине. Это руководитель крупного предприятия, которое распалось по причине бушующего в стране экономического кризиса, и он взял на себя ответственность за оставшихся без работы сотрудников, отчего был морально подавлен и жестоко страдал от чувства собственной вины. Это и артист балета, ушедший со сцены и утративший интерес к жизни…

Столь экстравагантный метод вызвал жгучий интерес российских СМИ. Сюжеты о «розготерапевтах» из Новосибирска прошли на «Первом канале», «Россия», ТВЦ. TV Америки, Англии, Германии показали сеансы российского лечебного «экстрима». На основе отснятого материала выпущено несколько видеофильмов. Авторы метода становились участниками всероссийских медицинских съездов и конференций, недавнего Всемирного конгресса психиатров в Праге, где выступали с докладами; провели семинары в нескольких городах России.

Сделать шаг к себе. Научиться радоваться и распознавать свои чувства, пройдя через боль. Получить опыт преодоления и стать сильным и свободным. Путей к здоровью много. Розготерапия, окутанная флёром далеких веков и возведенная новосибирскими врачами в ранг научного изобретения, — один из самых неординарных. И, как показывает практика, действенных.

Фотографии статьи
101-42.jpg
101-43.jpg