Каждый переживает горе по-своему, но вместе все-таки легче

Наш земляк был похоронен на Гусинобродском кладбище 12 июля 2000 года. Родители остались без сына, жена — без мужа, дочь, которой было всего два с половиной годика, — без отца.
Сергей Александрович посмертно был награжден орденом Мужества.
...С председателем областной общественной организации родителей военнослужащих, погибших в локальных войнах, «Обелиск» Галиной Бизяевой мы познакомились в концертном зале филармонии, где отмечалось 20-летие вывода советских войск из Афганистана. Галине Григорьевне вручили медаль «За заслуги перед Отечеством». Тогда мы и договорились о встрече.
Красный проспект, 25, офис 448. Этот адрес хорошо знают те, кто в разные годы потерял сыновей.
Стандартная комната. Длинный стол. Компьютер, монитор. Шкаф, в котором аккуратно стоят книги. Нет, не романы и детективы. Книги Памяти — «Афганистан», «Чеченская Республика». Даже постороннему человеку трудно листать страницы, на которых — улыбчивые, здоровые парни. Такими они остались навечно.
Галина Бизяева часто берет с полки Книгу Памяти «Чеченская Республика», открывает 36-ю страницу и вглядывается в родные черты: «Сереженька! Как плохо, как страшно без тебя!».
Она помнит, как с самых первых дней сын радовал их с мужем. Сережа рос спокойным, любознательным и не по возрасту рассудительным, сдержанным, особенно в своих эмоциях, и очень легкоранимым. Таким он и остался до конца своей жизни.
В ноябре 1987 года Сергея призвали в армию. К службе он был готов и морально, и физически. Служить выпало на Северном флоте — так детская мечта о флоте стала явью.
Когда грянула лихая перестройка, работу бывшему моряку было трудно найти. Чем кормить семью? И Сергей пошел служить по контракту: сначала на таджикско-афганской границе, в Хорокском погранотряде, затем — Чечня...
Что испытала мать, потеряв единственного сына, словами не опишешь. В 2002 году Галина Григорьевна случайно узнала о существовании общественной организации «Обелиск» и пошла туда.
— Через год я была избрана в совет организации, — говорит Галина Бизяева. — Вскоре на расширенном заседании меня избрали заместителем председателя. А в 2007 году, когда безвременно ушла из жизни Валентина Павловна Морозова, стала председателем...
Большинство родителей погибших детей — преклонного возраста. Их горе безутешно, но морально-психологическая помощь старикам очень нужна. Галина Григорьевна говорит, что в работе ей помогают медицинское образование и знание психологии. Но в «Обелиске» помогают не только словом.
Кто-то заболел, нужно проведать, принести лекарства и гостинцы. Кого-то нужно отвезти в стационар или на обследование в поликлинику.
— Недавно матери погибшего в Афганистане сына, Вячеслава, участнице Великой Отечественной войны Лидии Ивановне Захаровой ампутировали ногу. После операции пожилая женщина была в депрессии, — рассказывает Галина Бизяева. — Всеми правдами и неправдами достали коляску, Лидия Ивановна теперь передвигается по квартире. Видели бы вы радостное лицо ветерана...
«Обелиск» — организация общественная, поэтому нет целевого финансирования. Здесь стараются выживать за счет спонсорской помощи и грантов мэрии и областной администрации в номинации «Увековечение памяти солдат, погибших в горячих точках». Благодаря этому члены совета на сегодняшний день открыли более 190 мемориальных досок в учебных заведениях, которые когда-то заканчивали погибшие в горячих точках.
Моя собеседница замечает, что спонсоров в последнее время почти не осталось, виной всему кризис. Где же взять деньги на оплату аренды помещения, телефонных переговоров, посещение больных?.. Пока вопросы остаются без ответа.