«Недостатки прошу устранить!»
1) расторжение договора купли-продажи, т. е. покупатель имеет право вернуть товар;
2) устранение недостатков товара;
3) уменьшение покупной цены товара;
4) замена на аналогичный товар;
5) замена на товар другой марки с изменением цены.
Отправляясь в магазин, помните: вы вправе предъявить любое из этих требований, но только ОДНО, не объясняя продавцу, почему именно это требование вы предъявляете.
Итак, вы отправились в мебельный магазин присмотреть набор мебели для маленькой комнаты. И присмотрели. После того как мебель была доставлена, ваш супруг, замечательный «мастер на все руки», попытался мебель собрать. Однако попытки успехом не увенчались: дверцы от шкафов и сами шкафы явно не совпадали по размерам, а некоторые необходимые детали просто отсутствовали.
Вы потребовали у магазина привести мебель в нормальное состояние. Директор магазина предложил дать адрес завода, где вы можете докупить недостающие детали. Вы в раздумьях — что предпринять?
В связи с тем, что вам был продан товар ненадлежащего качества, вы вправе, руководствуясь ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», по своему выбору обратиться с претензиями по качеству и комплектности изделия к продавцу или изготовителю. Недостатки товара должны быть устранены изготовителем (продавцом) в течение 20 дней со дня предъявления соответствующего требования (п. 1 ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей»). За нарушение указанного срока продавец (изготовитель) должен выплатить неустойку за каждый день просрочки в размере 1% цены товара.
Как только вы сообщили директору магазина о существовании такой статьи в законе, он вяло заметил, что не понимает, что же там было НЕнадлежащего качества. Там отсутствовали некоторые детали, а все остальное было «очень даже качественное».
Что такое ненадлежащее качество?
Товар (работа, услуга) ненадлежащего качества — это товар (работа, услуга) с недостатками.
Недостатки могут быть обычными и существенными.
Что такое недостаток и существенный недостаток?
В преамбуле к закону о правах потребителя определены понятия недостатка и существенного недостатка.
Недостаток товара (работы, услуги) — это его несоответствие:
• или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, в частности, стандарту;
• или условиям договора;
• или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется;
• или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора;
• или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
Посему настаивайте на выполнении своих требований и не вдавайтесь в пустое философствование.
Существенным недостатком товара (работы, услуги) является:
• неустранимый недостаток;
• или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени;
• или выявляется неоднократно;
• или проявляется вновь после его устранения;
• или другие подобные недостатки.
Если недостатки, обнаруженные в товаре (работе, услуге), существенные, то во многих ситуациях вы имеете больше прав, чем если бы эти недостатки были обычными. Поэтому вам важно знать, какие недостатки закон считает существенными. Юристы-практики считают, что в отношении почти любого недостатка можно доказать, что он является существенным.
Другое дело, если вам сообщили при продаже о недостатках товара. В этой ситуации вы не вправе обращаться с претензией по поводу этих недостатков. Продавец, сообщивший покупателю о недостатках товара, обязан сделать запись в товарном чеке.