Филармония в расцвете лет и начале сезона

Ну, во-первых, само открытие 71-го филармонического сезона. Оно состоялось вчера в Большом зале в традиционной форме ярмарки-презентации музыкальных коллективов и их программ и завершилось концертом. «Презентационный марафон» начался ровно в полдень, а последний аккорд прозвучал после девяти вечера. И эта первая новость теснейшим образом связана со второй: открытие сезона в подобном формате, очевидно, последнее. Так как, по словам художественного руководителя филармонии Владимира Михайловича Калужского, в мае 2008 года «то, что называется Большим залом филармонии, будет закрыто на реконструкцию», которая продлится примерно два с половиной года. «Меч, висевший над гражданином Дамоклом, все- таки оборвался», — процитировал он по случаю классика сатиры.
В этой связи перед филармонией встают те же вопросы, что в свое время — накануне масштабной реконструкции — перед Оперным театром: где, как, с какими творческими и психологическими компромиссами, как долго?
Пока предполагается, что симфонический оркестр «со всеми своими ответвлениями» (а это концертный духовой оркестр, ансамбль солистов «Новосибирская камерата» и т. д.) уйдет в ДК «Строитель», но это не окончательный вариант — отрабатываются и другие. Как заметил Калужский, ситуация эта далеко не пасторальная: во-первых, потому, что влечет за собой перемену привычек — и публики, и музыкантов, музыкантского быта, наконец акустики... Несколько тревожит и концепция предстоящих изменений зала — «это будет государственный концертный зал Новосибирской области», то есть некий аналог Кремлевскому концертному залу, бывшему Дворцу съездов, и принадлежать он будет не филармонии, хотя симфонический оркестр останется жить там, как и прежде....
И вот чтобы накануне эпохи перемен придать себе самой и естественно дорогим и любимым зрителям оптимизма, филармония назвала на этот раз программу, открывающую сезон, «Посадим дерево!» Дескать, согласно притче, детей — музыкальных коллективов — она нарожала много, построила дом (имеется в виду реконструкция Дома Ленина), и дети уже не вмещаются в «теремок» Камерного зала, теперь же должна посадить дерево — символ жизни и постоянного обновления. А также в данном случае — «знак веры в собственное светлое будущее»...
Остальные новости — творческие. Несмотря на интенсивность предыдущего юбилейного 70-го сезона, эта составляющая филармонической жизни ничуть не ослабевает.
К имеющимся филармоническим абонементам (их и так было около сорока!) нынче добавятся новые. Это циклы концертов, так сказать, смешанного характера, где участвуют разные коллективы. Именно они по внутрифилармонической статистике пользуются наибольшей популярностью у публики. Так как здесь за сравнительно небольшие деньги можно соприкоснуться со всем музыкальным многообразием филармонии, что, безусловно, привлекательно. «Так, уже сейчас, практически «на корню», — объяснил Калужский, — у нас продан весь абонемент «Портреты композиторов», где задействованы все коллективы, за исключением симфонического оркестра, который на сцене Камерного зала просто не поместится».
Появится новый абонемент «Музыкальные столицы мира». Это пять концертов, включающих музыку таких «разностилевых» городов, как Париж, Санкт-Петербург, Лондон, Вена и Венеция. Увеличится, к радости поклонников, в новом сезоне число абонементов, в которых выступает ансамбль старинной музыки Insula Magica. Их площадками будут Художественный музей, Камерный зал и Дом ученых СО РАН.
Начинается нынче и очень перспективный, по мнению художественного руководителя, цикл концертов с интригующим названием «Дворянское собрание». Что это? Это четыре концертных программы, посвященных великим деятелям российской культуры, выходцам из дворянского сословия — Глинке, Чайковскому, Мусоргскому, Скрябину, Пушкину, Гоголю и другим... Этот проект предполагается продолжить на будущий год обращением к культурной родословной знаменитых русских меценатов и благотворителей, то есть циклом концертов под условным названием «Купеческое собрание»...
Все замыслы и проекты филармонических музыкантов на предстоящий сезон в одной публикации, что называется, не объять: будем сообщать об их приближении читателям по порядку. Но то что в рамках IX фестиваля русской музыки «Покровская осень» новосибирцы впервые после премьерного исполнения в 1973 году услышат Тобольскую симфонию Аскольда Федоровича Мурова, наверняка любителям музыки будет уже сегодня, за месяц, узнать небезынтересно...
Однако одна из самых больших новаций и сенсаций — открытие 52-го сезона Новосибирского симфонического оркестра в совершенно новом формате. Как отметил Калужский, событие это очень серьезное. Закончилась эпоха Арнольда Михайловича Каца, создателя, художественного руководителя, отца и попечителя коллектива — эпоха, связанная с жизнью нашей страны, не имеющая прецедентов и параллелей в опыте руководства оркестром в течение полувека.
— То есть не будет этой повседневной заботы, опеки, отцовского — доброго или порой очень строгого — отношения к музыкантам, — сказал Владимир Михайлович. — К этому будет трудно привыкнуть музыкантам, власти и всем нам. Надеюсь, что при этом сохранится высокое качество музицирования...
А что же будет? Будет как во всем музыкальном мире сегодня. Главный дирижер и художественный руководитель оркестра — Гинтарас Ринкявичус и два главных приглашенных дирижера — Томас Зандерлинг и Фабио Мастранжело. Как и в отношении руководителя оркестра, это решение и воля самих музыкантов, работавших с этими дирижерами прежде — еще при маэстро Каце.
АКТУАЛЬНО


