Андрей Кончаловский: ритм — творческий

Спустя годы, ставя на Красной площади большое зрелищное представление к 850-летию Москвы, Кончаловский назовет его «Наша древняя столица», отдавая тем самым дань уважения памяти матери. Кроме того, в фильмах Кончаловского не раз звучали песни и романсы на ее стихи.
Отец — знаменитый детский писатель Сергей Михалков — помимо всенародно любимых стихов, басен и пьес, написал также текст Гимна Советского Союза. Его дед, Петр Кончаловский, был одним из мастеров знаменитой художественной группы «Бубновый валет», а прадед Василий Суриков — всемирно известный художник-передвижник.
Получив при рождении имя Андрей, режиссер предпочел называть себя Андрон. Кроме того, он взял двойную фамилию — Михалков-Кончаловский.
В 1965 году Кончаловский закончил режиссерский факультет ВГИКА. Диплом Кончаловского — фильм «Первый учитель» по Чингизу Айтматову — получил несколько премий и наград: специальный приз жюри на кинофестивале молодых кинематографистов в Йере, «Кубок Вольпи» исполнительнице главной роли Наталье Аринбасаровой на кинофестивале в Венеции в 1966 году. К этому времени она уже была женой Кончаловского, матерью его сына Егора, ныне также пошедшего по стезе отца в кинорежиссуру.
В 1967 году Кончаловский решился на небывалый в истории советского кинематографа эксперимент, сняв «Историю Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Он доверил практически все роли простым людям из тех мест, где картина снималась. «Асю» запретили. Немногие профессиональные актеры, снявшиеся в фильме, в том числе Ия Саввина, выдержали очень непростое испытание — быть на экране такими же подлинными, как живые люди из живой жизни. (В 1987 году Кончаловский по чудом сохранившейся авторской копии восстановил в разное время сделанные купюры, дал фильму изначальное название и выпустил его в жизнь. Спустя 22 года после своего создания фильм получил Государственную премию.)
После черно-белой, почти документалистской скупой стилистики этого фильма следующая работа режиссера — экранизация тургеневского «Дворянского гнезда» (1969) — казалась ослепительным праздником света и цвета. Следом за «Дворянским гнездом» появилась еще одна экранизация — «Дядя Ваня» с прекрасным созвездием актеров (Иннокентий Смоктуновский, Сергей Бондарчук, Ирина Купченко), которая в 1971 году получила приз «Серебряная раковина» на фестивале в Сан-Себастьяне.
Гран-при в Карловых Варах завоевал фильм «Романс о влюбленных» (1974), где герои говорили белым стихом, где весь мир представал очищенным от шелухи быта, где превозносились понятия любви, долга, чести, Родины.
В 1980 году произошло два особенно важных события в жизни Андрея Кончаловского: он получил звание народного артиста Российской Федерации и... уехал на Запад. Фактически это была эмиграция, хотя Кончаловский, к тому времени уже женатый на гражданке Франции, имел по всем советским законам право жить и работать за рубежом. В Голливуде ему пришлось начинать с нуля, доказывать продюсерам свое владение профессией, что он блестяще сделал...
Возвратившись в 1987 году на Родину, Михалков-Кончаловский работает в не менее напряженном ритме, снимает фильмы один за другим: «Ближний круг» (1991) — размышление о природе сталинизма на материале судьбы «маленького человека» — киномеханика Сталина; «Курочка Ряба» (1994) — гротескное продолжение судьбы Аси Клячиной в посткоммунистической России спустя 25 лет (Ия Саввина отказалась играть Асю, в этой роли снялась Инна Чурикова); «Дом дураков» (2002, Гран-при жюри кинофестиваля в Венеции) — историю обитателей сумасшедшего дома где-то близ границы с Чечней во время первой чеченской войны: оказалось, что именно они — единственные нормальные люди в сошедшем с ума, залитом кровью мире. Главную роль в фильме сыграла пятая жена режиссера — актриса Юлия Высоцкая. Для телеэкрана в 1996—1997 годах Кончаловский снял четырехсерийную «Одиссею» — самую дорогую на ту пору в мире телепродукцию, получившую высшую американскую телевизионную награду «Эмми».
Книги Кончаловского «Низкие истины» (1998) и «Возвышающий обман» (1999), где он рассказывает о прожитой жизни, о встречах со многими замечательными людьми, о своем опыте работы в кино и на сцене, о любимых женщинах и многом другом, стали бестселлерами.
Кончаловский реализовал себя и как театральный режиссер: он поставил «Чайку» Чехова в парижском «Одеоне», оперы Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» в «Ла Скала», «Войну и мир» Прокофьева в Санкт-Петербургской Мариинке и «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, «Бал-маскарад» Верди на Вердиевском фестивале в Парме.
В канун своего 70-летия Кончаловский представляет на суд публики сразу две своих работы — фильм и книгу. Премьера картины «Глянец» состоялась 19 августа в киноконцертном зале «Пушкинский».
По словам режиссера, он не любит отмечать круглые даты. И поэтому день рождения решил провести с максимальной пользой: «С утра пробежим с женой наш обычный кросс, километров десять, а потом я отправлюсь на презентацию своей книги «На трибуне реакционера», которую написал вместе с политологом Владимиром Пастуховым. В ней мы попытались доказать, что именно культура определяет российскую политику», — сообщил Андрей Сергеевич в телеинтервью.
АКТУАЛЬНО


