USD 78.1959 EUR 91.0599
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

«Верблюд» увез все призы

Ирина УЛЬЯНИНА. Член жюри фестиваля.
127-09.jpg
127-09.jpg



А оценку художественному уровню показов — продукту продюсерских, режиссерских и актерских инициатив, в свою очередь, в ходе доброжелательных и взыскательных обсуждений выдало жюри, которое возглавляла кандидат филологических наук, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин Новосибирского театрального института Лариса Шатина.

Больше всего поклонников собралось на встречу с народным артистом РФ Анатолием Узденским, которого новосибирцы помнят как звезду «Старого дома». Но и теперь, заняв достойное место в труппе московского театра «Современник» и активно снимаясь в кино, актер использует любую возможность, чтобы прилететь в Новосибирск. В частности, в прошлом году, находясь в отпуске, он поставил фантасмагорию «Мотылек» по пьесе Петра Гладилина и сыграл в ней главную роль. Спектакль стоит особняком в афише Дома актера, где преобладают сугубо развлекательные комедии, поскольку поднимает серьезнейшие темы порядочности, долга, ответственности человека за тех, «кого приручил», и его потребности в мечтах, в личностной реализации. Узденский, игравший с максимальной самоотдачей, совершенно справедливо удостоился премии «За лучшую мужскую роль» наряду с Владимиром Лемешонком из «Красного факела» и Сергеем Новиковым из НГДТ под руководством Сергея Афанасьева.

И если «мужская» номинация была представлена сразу тремя лауреатами, то премию за лучшую женскую роль жюри не присудило никому. Редкий случай! Конечно, претендентки были, например, Светлана Плотникова в образе нескладной одинокой чудачки из лирической комедии «С какой стати вы будете делать это бесплатно» по пьесе Надежды Птушкиной «Ненормальная». Но режиссерское решение Василия Олийчука оказалось настолько невыверенным, что лишило поступки главной героини внутренней логики, внятной мотивации. Впрочем, не способствовал тому и драматургический материал, в котором действие подменяют бесконечные диалоги, а фабула почти не развивается.

В целом именно к качеству выбранной драматургии у жюри возникли максимальные претензии. Понятно, что основу антрепризного репертуара составляют зарубежные комедии положений не первой свежести — путаница между супругами и любовниками, кажется, никогда не надоест публике. Премьерные спектакли «Мою жену зовут Морис» Раффи Шарта и «Любовный квартет со служанкой» Марко Камолетти как раз из этой обоймы. Мало того, что все сюжетные ходы пьес предсказуемы, а костюмно-декорационное оформление скудно, так еще и опытные, даровитые актеры — Наталья Орлова, Галина Яськова и другие — абсолютно не используют свои импровизационные способности. В лучшем случае включают темперамент и четко соответствуют заданным амплуа. Немногим лучше по уровню были премьеры современной отечественной драматургии — «Неужели и мы по-человечески поживем?..» по пьесе Александра Галина «Новая аналитическая логика», поставленной Галиной Наумовой, и «Семейный сюрприз, или Ох уж эти бабочки» Владимира Попова. Опус Попова вызвал у членов жюри максимальное количество вопросов, поскольку реалии безнадежно устаревшие — из первых лет перестройки, а все реплики в тексте настолько неестественные и натужные, будто автор в упор не видит жизни и никогда не бывал в театре. В частности, художественный руководитель театра у него выражается, как хлыщ, а уж объясняется в любви такими махровыми штампами, что трудно поверить своим ушам. Тем не менее дуэт заслуженных артистов РФ Светланы Сергеевой и Михаила Стрелкова, осуществившего постановку, удостоился приза «За верность творческому и семейному союзу» — в спектакле они сыграли практически самих себя: актеров-супругов с большим стажем.

Приз за лучший дуэт вручен и молодым артистам «Красного факела» Антонине Кузнецовой и Константину Телегину за роли в комедии «Восемнадцатый верблюд» Самуила Алешина, признанной лучшим спектаклем фестиваля. Таким образом, его постановщик и исполнитель главной роли Владимир Лемешонок унес с церемонии награждения сразу два диплома фестиваля «Своя игра». А жюри дружно воскликнуло: «Дай Бог здоровья Алешину!», поскольку талантливые рукописи не только не горят и не стареют, а становятся классикой. «Верблюд», написанный в 70-х годах прошлого века, ничуть не утратил актуальности, сохранив обаяние искренности простых и понятных человеческих чувств. Кстати, новый сезон в Доме актера стартует уже в сентябре, а завершит его вновь фестиваль «Своя игра», который НО СТД РФ решило сделать традиционным.