И не забудьте про награду
Но ведь и в два, и в четыре года ребенок большинство наших слов просто еще не понимает. Девочка же ни разу не стирала белые колготки вручную. Разве из-за этого надо так кричать? Она не понимает, почему бабушка Таня смеется, когда у нее на светлой юбке прыгаешь, а тетя в автобусе в такой же юбке — сердится.
Я предлагаю всем овладеть искусством отвлечения другого человека от нежелаемого для вас поведения. Например, муж хочет потребовать дневник у сына (а там две двойки), и это грозит долгими и бесполезными нотациями — позовите мужа ласковым голосом на кухню поесть сочащиеся мясным соком и привлекательным запахом его любимые котлеты. Ведь вы прекрасно знаете, какое внимание и в какой ситуации он хотел бы получить, ваш уважаемый муж. Действуйте, фантазируйте, раздавайте и тоже получайте от близких свою долю теплого внимания.
Помню интересный случай. Мама пришла с сыном, который грыз ногти на правой руке. И не от случая к случаю, а открыто, не скрываясь и постоянно. В этом я убедилась сразу, в первые несколько минут приема.
Родители, конечно, перепробовали всевозможные методы отучения: мазали ногти горчицей, надевали перчатку, шлепали по руке и зубам, ставили в угол, лишали сладкого, стыдили. Вот где уж не было недостатка в фантазии! Но все эти методы, естественно, делали дурную привычку только устойчивее.
Мы вместе с мамой предположили, что причина устойчивости этой привычки может быть в страхе перед школой (3-й класс, много двоек) и в особой действенности такого способа получать внимание (редкий взрослый промолчит в подобной ситуации). Я предложила чем-нибудь занимать дома правую руку ребенка и давать награду тогда, когда он не грызёт ногти.
Они вышли. Я стояла у открытого окна и смотрела им вслед. И вдруг на моих глазах свершилось чудо. Именно чудо! Мальчик шел слева, мама справа от него. Вдруг с ее левого плеча скользнул ремешок сумочки, и та медленно (как в кино при замедленной съемке) стала падать в лужу. Мама замерла, а сын резко взмахнул правой (!) рукой и поймал белую сумочку. Мама, выйдя из транса, взяла правую руку сына, пожала ее и с чувством произнесла: «Вот, сынок, как хорошо, что твоя правая рука была свободна — вот и спас ты мою сумочку. Спасибо, родной!» И они пошли домой, и правая рука мальчика свободно покачивалась в такт шагам...
Другая ситуация. Полулежит на диване ваше чадо, рядом — блюдце с чипсами, один глаз — в телевизор, другой — в учебник. В левой руке — телефонная трубка, в правой, в роли дирижёрской палочки, — непишущая ручка. Магнитофон «гонит тяжелый рок». Где уж тут желаемое действие, хотя вроде бы и дел много одновременно выполняет...
Советую всё же спокойно, пока он к вам спиной, все оценить. Вот оно! Сегодня сняты и оставлены в коридоре его кроссовки 45-го размера. Значит, было желаемое действие? Было! Пройдите дальше в комнату, остановитесь прямо перед ним. Дайте ему время сфокусировать взгляд на вас. Возможно, на это уйдёт минута. А затем отчетливо произнесите: «Спасибо, сынок, что разулся у порога, видишь, и палас чистый». И улыбнитесь. Пройдет также около минуты, прежде чем он поймет по губам, что именно вы сказали и что это совсем не похоже на: «Бездельник! До каких пор над матерью издеваться будешь?!».
Не поверив себе, он сдернет наушники, уменьшит громкость роковой песни. А вы ему следующий шаг: «Вот уважил меня, тише сделал. Так ведь лучше слышно? Я говорю, спасибо, что кроссовки в коридоре оставил». От неожиданности он садится прямо и смотрит вниз на ноги. Да, кроссовок действительно нет. А вы еще: «Смотри, когда ты прямо сидишь — такая у тебя фигура, совсем взрослый!..»
Его телефонный собеседник, видимо, устав ждать, отключается... Повертев в руках ненужную трубку, сын возвращает её на рычаг. Еще пас от мамы: «Верно, с другом позже поговоришь, ты ведь уроки начал делать, а я как раз хочу тебе подарить новый гелиевый стержень».
Молодой человек машинально берет в руку теперь уже пишущую ручку, открывает первый попавшийся в руки учебник, а вы ему доброжелательно так: «Начинать с легкой для тебя физики — это хорошая стратегия. Сейчас я тебя твоим любимым томатным соком угощу». Следующий участливый пас: «Сынок, а тебе телевизионная реклама музыку слушать не мешает?» Тот странно машет головой. Вы, обрадованно: «Так я телик выключу, а то захочешь песню со словами послушать, а он мешает».
Возвращаетесь из кухни со стаканом сока, видите, что он уже задачу решил, подаете сок, как награду, закрепляя то, что он сидит за столом, спина прямо, в руке ручка, телевизор выключен, магнитофон тихонько отбивает ритм падающего водопада. Даже если какие-нибудь «Руки вверх» — уже хорошо.
Идея понравилась? Тогда желаю успеха, который обязательно придет, ведь при вашей внимательности к ребенку у вас проявится еще и чувство юмора.
АКТУАЛЬНО
EUR 91.2066 