USD 78.8354 EUR 93.0103
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Пути и дороги Михайловского

Игорь ГОРСКИЙ.



В 1872 году Н. Г. Михайловский поступил в институт путей сообщения. В отличие от многих своих сверстников (как, впрочем, и наших современников) он во время своих «трудовых семестров» занимался самой что ни на есть настоящей практикой — ездил кочегаром на паровозе, строил дорогу из Молдавии в Болгарию. Это дало ему то богатое знание жизни, которое в большинстве своем отсутствовало у наших молодых реформаторов. Строительство железных дорог и порта в районе Бургаса после окончания института сделало его первоклассным инженером. Потом было строительство дорог, тоннелей и мостов практически на всей территории Европейской России, на Урале и даже в Корее. Оригинальные инженерные решения Михайловского давали многомиллионную экономию, снижая первоначальную сметную стоимость железнодорожного пути в 2 — 2,5 раза. Писатель Александр Куприн отмечал: «Специалисты уверяют, что лучшего изыскателя и инициатора — более находчивого, изобретательного и остроумного — трудно себе представить».

В 1891 году Николай Георгиевич руководил изыскательными работами на участке Челябинск — Обь Западно-Сибирской железной дороги. Именно здесь, на месте Новосибирска, он выбрал место под строительство моста через Обь. Тогда в своем дневнике он писал: «Пока здесь вследствие отсутствия... железных дорог все спит... Но когда-нибудь ярко и сильно сверкнет ещё здесь, на развалинах старой, новая жизнь». Однако с «Кривощековским вариантом» категорически было несогласно томское и барнаульское купечество. Одна из местных газет даже писала о Гарине-Михайловском: «Сей инженер подослан одной из иностранных держав...» И все-таки наиболее экономичное решение удалось отстоять. По воспоминаниям инженера Г. М. Будагова, возглавлявшего строительство железнодорожного моста через Обь: «Присутствие в составе железнодорожной строительной администрации инженера-литератора Николая Георгиевича Михайловского-Гарина, слывшего под именем божественного Ники — остроумного, талантливого человека и превосходного товарища, — делало всю внутреннюю жизнь строителей и их деятельность как-то особенно красочной и приятной».

Другой его жизненной стезей стала писательская деятельность. Наряду с непомерной загруженностью изыскательными, техническими и организационными работами Николай Георгиевич все же находил время для написания литературных произведений, которые он печатал под псевдонимом Н. Гарин (от имени сына — Георгий или, как звали в семье, Гаря). Наиболее известна его биографическая тетралогия («Детство Тёмы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры»). Его проза имела определенный успех, однако он так и не нашел кратчайшего пути к широкому кругу читателей, склонному к туманности в описании душевных и чувственных переживаний, — им претила конкретность и ясность его изложения. И все же его инженерная слава и несомненный литературный талант вызывали у собратьев по перу особое уважение и отчасти суеверный страх. Писатель Леонид Андреев, например, говорил: «Я его боюсь, он инженер. Приладит незаметно мне какое-нибудь колёсико и покачусь по его рельсам».

Кто знает, может быть, позднее мы осознаем его правоту и в строительстве кратчайшего пути к собственной душе.

Фотографии статьи
032-14.jpg