И это всё история, связанная с театром
В Новосибирской области появилась необычная труппа
У студии «PSH-театр», наверное, самый молодой руководитель в Новосибирской области: Артёму Комарову 16 лет, и он намного младше других участников проекта. В предновогодние дни готовится праздничная постановка. Для зрителя она станет развлекательным действом, а для артистов это шаг в искусство и большая внутренняя работа.
Психологический театр действует на базе ресурсного центра Железнодорожного района Новосибирска. Руководителем проекта является Артём Комаров
— Организовать студию меня попросили посетители ресурсного центра, где, наряду с другими площадками в Новосибирске, я веду много проектов. Так как, помимо волонтерской деятельности, увлекаюсь театром и вокалом, идея мне понравилась. Дело в том, что обычных театральных студий у нас много, а с точки зрения психологии мы пока единственные, — рассказал Артём Комаров. — Репетировали практически каждый день и уже через полтора месяца показали спектакль. Все билеты, причем бесплатные, оказались заранее забронированными. Помещение, которое предоставил нам ресурсный центр, рассчитано на 45 мест, а заявок поступило 64, поэтому пришлось сделать два показа. У нас хорошая наполняемость, потому что постановки не совсем обычны: характеры персонажей, сюжет представляют собой не что-то классическое, а принципиально новое. И это очень интересно.
Метод театральной терапии
«PSH-театр» работает с октября 2024 года. Сюда могут записаться все желающие. Занятия длятся один учебный год, то есть с сентября по май-июнь; на них люди могут не только развить у себя творческие способности, найти друзей, но и получить психологическую поддержку.
В первом выпуске было 14 человек, во втором потоке, который идет сейчас, собралось 16 начинающих актеров. Самому молодому из них 24 года, самому старшему исполнилось 78.
— Мы принимаем всех взрослых без ограничений. Наше основное отличие от традиционной студии состоит в том, что обычно пишется сценарий и к нему подбираются актеры. Мы, наоборот, создаем роли под индивидуальные особенности наших участников, — рассказал Артём Комаров. — В текущем году первое занятие состоялось 28 августа, и до 1 октября у нас шли только тренинги по актерскому мастерству. За месяц также был написан сценарий, где для каждого участника придумана подходящая именно ему роль.
Выплеснуть эмоции
За сезон готовится два итоговых спектакля. Новогоднее представление позволяет актерам-любителям понять, что такое играть в театре, увидеть его с другой стороны, почувствовать себя на сцене. Вторая постановка приближена к психологическому фарсу, включает в себя элементы мюзикла, что позволяет артистам в достаточно непринужденной форме выплеснуть эмоции, обрести душевную гармонию, стать более открытыми внешнему миру и обществу.
— Последний спектакль посвящается, пожалуй, наиболее распространенным психологическим проблемам не только жителей нашего отдельно взятого города, но и всего человечества: эгоизму, неприятию себя и так далее. Можно будет четко выделить персонажей с определенными сложностями. Играя настолько очевидный характер, актер, что называется, вживается в роль, и ему становится проще получить ответы на свои собственные вопросы, — объясняет Артём Комаров.
Пандусы и лифты
Когда человек записывается в студию, ему предлагается заполнить анкету с общими вопросами. Наряду с ними есть и строка «Ограничения по здоровью», где можно указать: «Не могу долго сидеть, стоять», «Мне трудно громко говорить», «Плохо вижу, слышу» и тому подобное. Эти обстоятельства учитываются при индивидуальном подборе ролей, но особой разницы, является ли актер относительно здоровым человеком или имеет ограниченные возможности здоровья, для студии нет. В первом наборе здесь было пять человек с ограниченными возможностями, теперь таких занимается трое.
— У нас были люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но мы не стараемся как-то иначе к ним относиться. Принимая во внимание их особенности, мы предлагали роли, которые можно играть сидя. Понятно, что при этом мы смотрим, есть ли на объектах доступная среда — пандус, лифт, или стараемся организовать комфортные для инвалида условия сами. Если у человека с ОВЗ нет явных физических отклонений, он может более или менее самостоятельно передвигаться и себя обслуживать, то адаптация происходит так же, как и у других членов нашего творческого коллектива: знакомство, актерские, ораторские тренинги и вся история, связанная с театром.
О том, насколько особенным людям бывает нелегко адаптироваться в обществе, Артём Комаров знает не понаслышке. Он сам имеет ограниченные возможности здоровья, но свой «статус» воспринимает как жизненный вызов, на который нужно достойно ответить. Этому точно можно и нужно поучиться. И мы искренне восхищены позицией и успехами нашего собеседника и его единомышленников.
— Человек с ограниченными возможностями здоровья, если даже физические нарушения не видны невооруженным глазом, может испытывать затруднения с самооценкой, поэтому нашей основной задачей здесь является таковую выровнять, дать почувствовать, что он может вести интересную, насыщенную событиями жизнь. Принятие себя и уверенность позволят отстаивать свои интересы в обычных ситуациях: допустим, попросить помощи зайти в учреждение или подняться по лестнице, если отсутствуют пандус или лифт, — комментирует Артём Комаров. — Участие в проекте — это всегда выход из зоны комфорта, так как подразумевается тесное взаимодействие с незнакомыми людьми, которые могут не нравиться или с которыми не слишком комфортно работать. Мы никого не заставляем приходить к нам в студию, поэтому у нас занимаются те, кто в чем-то даже рад ответить на такое своеобразное испытание.
К тому же зачастую такие люди очень дисциплинированы, потому что, если не будут выполнять рекомендации по реабилитации и лечению, им станет хуже. Они видят цель и не видят препятствий, что позволяет быстро влиться в коллектив и играть самые разные роли.
Уважительные причины
Площадка, где базируется студия, не похожа на театр в классическом его понимании, так как здесь нет сцены, зрительного зала и кулис.
— Поиск мест для выступления остается для нас проблемой, потому что у потенциальных социальных партнеров, как правило, находится уважительная причина, по которой они не могут его предоставить. Проект ориентирован на незащищенные слои населения, но мы, наверное, могли бы и что-то оплачивать. Стоимость часовой аренды сцены колеблется от десяти до 12 тысяч рублей. Так как наши артисты не в состоянии быстро переодеваться, да и нужно время на установку декораций, грим, на все это необходимо от трех до восьми часов, что для нас неподъемная сумма. Планируем писать заявки на грант, сейчас нарабатываем опыт; думаю, на следующий год уже попробуем.
Есть у проекта и другие трудности. В команду не удается найти звуко- и светооператора, хореографа, которые бы согласились сотрудничать безвозмездно и на постоянной основе. Психологический театр подразумевает и взаимодействие актеров с профессиональными психологами. Их пока приглашают от случая к случаю, размещая заявки на платформе «Добро.РФ».
EUR 93.8054 