Сюда с портфелями бегут
После масштабного ремонта несколько десятков школ получили вторую жизнь на радость ученикам и их наставникам
Гуляя по этажам гимназии № 14 «Универсарий», ловишь себя на мысли «у нас такого не было». Свежие яркие росписи стен, новые парты, лаборатории, интерактивные доски, мягкие кресла для отдыха в коридорах и много чего еще. Здесь уж точно провести полдня можно комфортно и интересно.

Фото: Андрей Заржецкий
На перемене школьники стайками идут мимо и весело здороваются с гостями. Нас тут, конечно, ждали. И повод — позитивный: гимназия преобразилась, получила вторую молодость и возможности, которыми все теперь пользуются. Как после двухгодичного капремонта выглядит учебное заведение, построенное в 1959 году, мы увидели вместе с министром образования региона Марией Жафяровой.
Нет чисто «мальчишеских» или «девчачьих» уроков
У гимназии три корпуса: основное здание школы, полигон высоких технологий (центр дополнительного инженерного образования) и спортивный зал. В каждом из них с 1 сентября кипит жизнь. Вот здесь, к примеру, осваивают науку моделирования, конструирования, кройки и шитья. В процессе участвуют не только девочки, потому что, по мнению педагогов, эти навыки полезно получить и сильной половине человечества. Кстати, вместе ученики ходят и на робототехнику. Тоже универсальные по нынешним временам знания.

Фото: Андрей Заржецкий
Работают с воспитанниками в основном молодые специалисты, не так давно окончившие вузы. Директор гимназии Любовь Судоргина рассказывает, что на собеседовании спрашивает у соискателей, почему они идут работать в школу вообще и именно в эту гимназию в частности; просит продемонстрировать ведение урока, вообразив, что перед соискателем сидят воспитанники.
— Это раскрывает человека: если он теряется, значит, нет устойчивого понимания, — объясняет Любовь Вилениновна.
После капремонта появилось много комфортных и полезных уголков. Например, коридор второго этажа — это большая библиотека с обменными полками, на которых ребята оставляют прочитанные книги и берут другие. Все кабинеты оформлены в предметной тематике: портреты писателей, таблица химических элементов, формулы. Также в каждом классе, требующем практических занятий, опытов, есть лаборатория с необходимыми реагентами и инструментарием.

Фото: Андрей Заржецкий
— Мне нравится работать с детьми, я от них заряжаюсь энергией, — делится впечатлениями Глеб Косенко, инженер по образованию, переучившийся на преподавателя физики. — Самые сложные темы для ребят связаны с электромагнетизмом, а самые легкие — это механическое движение, то есть то, что нас окружает, — оценил Глеб Юрьевич.
Забота о ментальном
В гимназии большое внимание уделяют эмоциональному здоровью подопечных. Работают с детьми психологи и социальные педагоги. На вопрос министра образования Марии Жафяровой о том, какие проблемы возникают у обучающихся здесь ребят, ответила Анастасия Исаева, социальный педагог и педагог-психолог для детей с ОВЗ, студентка Новосибирского государственного педагогического университета.

Сейчас в школе учатся 633 ребенка, занятия проходят только в первую смену. Фото: Андрей Заржецкий
— Уровень проблем у нас несколько ниже, чем в остальных школах. Но дети все равно в подростковом возрасте пытаются нарушать какие-то правила. Например, самое распространенное замечание — крутится на уроке, мешает другим заниматься. Мы сначала разговариваем с родителями и детьми. Затем, если требуется, совершаем более решительные шаги — а это постановка на внутришкольный контроль, ведение детьми дневников наблюдения. Ребята сами анализируют, чего добились, что не получилось. Дальше вырабатывается стратегия корректировки поведения, — рассказала Анастасия Соматовна.
В распоряжении молодого педагога кабинет и оборудованная комната, в которой — бассейн с шарами, игрушками, трафаретами, тактильными книгами, досками для нейрогимнастики.
Заботятся в школе и о правильном питании, точнее, с начальных классов рассказывают воспитанникам о его пользе. Делает это выпускница школы, педагог с 45-летним стажем, заслуженный учитель РФ Елена Исаева. «Занимаемся по программе здоровьесбережения, — рассказывает она. — На уроках ребята встают, делают упражнения, помогающие работать внутренним органам. Это снимает усталость, делает процесс обучения более продуктивным».

Фото: Андрей Заржецкий
В ходе капитального ремонта в гимназии обустроили теплый переход из основного здания в зону физической активности. Здесь, помимо спортзала, есть танцевальный. С нового учебного года ввели в сетку факультативных занятий флорбол (разновидность хоккея с мячом в помещении. — Прим. авт.).
Программа капитального ремонта в корне меняет все подходы не только к внешнему виду школы, но и к содержанию образования, говорит директор. В гимназии в рамках региональной инновационной площадки вариативного образования продвигается идея профильного и предпрофильного обучения. Включили в качестве партнеров сельские школы.
КОММЕНТАРИЙ
Мария Жафярова, министр образования Новосибирской области:
— В масштабный ремонт и укрепление материально-технической базы вложено более 136 миллионов. Работы проводились в рамках федерального проекта «Все лучшее детям» национального проекта «Молодежь и дети» — это модернизация школьных систем образования. Примечательно, что в гимназии № 14 «Универсарий» ремонт и оборудование гармонично вплелись в основу педагогических идей, которые школа вынашивает не одно десятилетие. В каждом уголочке есть смысл, который воплотился в материально-техническое обеспечение. Одной из особенностей, которой гордится директор, является комплекс инфраструктурных элементов и активностей, которые не просто формируют личность, но и поддерживают детские инициативы. Это то, что позволяет соединять образовательный процесс и молодежную политику. Это уникальная история для школы, такой комплексный подход — педагогический, молодежный, инициативный, формирующий и развивающий одновременно.
АКТУАЛЬНО
EUR 89.8514 