«ИТ-чиновников мы не воспитываем»

Внедрение новых технологий в муниципалитетах — удовольствие не из простых и дешевых. Рынок ИТ-специалистов за несколько лет изменился. К счастью, с работой, которую раньше могли выполнять начинающие программисты, теперь справляется искусственный интеллект. Конкуренция стала жестче, но даже этот фактор не влияет на кадровый голод в муниципалитетах.
На «Технопроме» проблему осветили сразу с нескольких сторон. Оказалось, что нужна отдельная программа подготовки ИТ-специалистов для работы во властных структурах. И это еще не все. Пленарная сессия «Проблемы цифровой трансформации муниципального управления и их решения в рамках мероприятий национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» открыла первый день «Технопрома», 27 августа. Тема оказалась живой и… болезненной. Если коротко, кадров нет, да и платить им нечем, точнее, заработные платы в госаппарате не конкурентоспособны.
Тормозим на ходу
Как отметил модератор дискуссии, информатизация муниципалитетов — один из базовых элементов, на которых строится работа во всех направлениях: ЖКХ, градостроительство, оказание муниципальных услуг, планирование бюджета. Запрос на внедрение оптимальных, адаптированных к новым требованиям инфраструктурных решений в сфере коммуникаций огромный. И технологии должны не только применяться, обеспечивать связь и сотрудничество, но и быть безопасными.
Официально цифровая трансформация в госорганах идет полным ходом. Она должна делать прозрачным и оперативным взаимодействие с гражданами. При этом задача по обеспечению технологиями и кадрами органов власти остается актуальной.
Как отметил директор казенного учреждения города Омска «Управление информационно-коммуникационных технологий» Игорь Катунин, в решении актуальных вопросов не хватает правовых механизмов, которые позволяли бы, например, пользоваться искусственным интеллектом. Также отсутствуют правовые нормы для запуска и апробации пилотных цифровых проектов. Нет и отечественного цифрового инструмента для обмена информацией, документооборота, хранения данных.
Дорогое импортозамещение
Следующей проблемой спикер обозначил отсутствие сформированных требований к цифровой компетенции, а между тем для работы в госорганах нужны подготовленные специалисты по информационной безопасности, например. Также для обеспечения работы всех систем нужны инженеры по обслуживанию сетей, специалисты по анализу больших данных. И это не рядовой айтишник, а специалист с определенным набором знаний.
Еще одна актуальная история — недоступные по цене отечественные продукты программного обеспечения.
Фото: Андрей Заржецкий
— Решить проблему импортозамещения не под силу ни одному муниципалитету, — отметил Игорь Катунин. — Разница в объемах финансирования на цифровизацию между федеральными, региональными и муниципальными органами приводит к неравномерному цифровому развитию территорий.
С этим утверждением позже согласился и другой спикер — начальник департамента продаж новосибирской компании «Софтмолл» Антон Землянухин: «Импортозамещение — это не только операционные системы поставить, это много сопутствующих действий, вплоть до переделки серверных систем. Нам в итоге в каждом отдельном случае нужно еще 150 миллионов инвестировать в оборудование и прочий софт, чтобы уйти от структуры, которую много лет строили на западных решениях».
ИТ для госсектора
А что с кадрами? Их много, но все не те. Требования работодателя и соискателя друг к другу разные. На рынке в последний год специалисты отмечают активный рост количества резюме и параллельно спад числа вакансий для специалистов в ИТ-сфере. При этом в Новосибирской области конкуренция острее, чем в других регионах.
После различных курсов переподготовки в «поле» вышло много специалистов с минимальным опытом или вообще без него. И у них ожидания по заработной плате не совпадают с реальностью, в частности уровень дохода может быть на порядок ниже, чем у сотрудника завода. С учетом роста востребованности вдвое упали запросы на доходы и у экспертов в мире ИТ — с 350 до 180 тысяч рублей в месяц.
Между тем устойчивым стало требование к удаленному формату работы, который соискатели воспринимают как расширение возможностей, а работодатели — как бунт. Об этом рассказала директор новосибирского филиала компании «Хэдхантер» Екатерина Дегтярёва. Она же отметила, что нестабильность положения ухудшает настроение специалистов, вынуждая их искать работу за пределами страны.
В изложенном контексте госструктуры не лучшее место работы для айтишников. При этом должность в муниципалитете предусматривает не базовый набор знаний, а спецподготовку.
— ИТ-чиновников мы не воспитываем, — уточнил во время дискуссии заведующий кафедрой вычислительной техники НГТУ Александр Якименко. — Нужны хотя бы полугодичные курсы повышения квалификации, переподготовки. Это позволит подготовить программиста к управленческой среде. Но давайте будем честными, мы даже на кафедре не можем предложить адекватную заработную плату. В аспирантуру идут самые идейные студенты, что уж говорить о госсекторе.
Участники дискуссии уточнили, что самое доходное предложение для ИТ-специалиста в муниципалитете не превышает 80 тысяч рублей, и это в лучшем случае — на небольших территориях зарплата редко превышает 40 тысяч.
Трендами года в сфере ИТ специалисты назвали разработку отечественного программного обеспечения и решений, помогающих обеспечить кибербезопасность.
— Что касается преступлений в цифровой среде, только 25 процентов компаний обращаются в органы с заявлением о краже денег, — поделился данными Антон Землянухин. — При этом объем киберпреступлений увеличивается ежегодно на четверть, масштаб проблемы огромный. Самые уязвимые те, у кого нет специалистов и оборудования для защиты данных. На первом месте это различные администрации, на втором — промышленный сектор.
Так как единовременно привлечь к работе подготовленных ИТ-специалистов и поменять программное обеспечение на местах невозможно, нужно для повышения эффективности работы и защиты привлекать специалистов сторонних организаций — аутсорсинг.
— Также необходимо обучать собственный персонал соблюдать закон о защите персональных данных, — отметил Землянухин. — Начните с осознанности. Люди открывают фишинговые письма не потому, что хотят заразить инфраструктуру, а потому, что не знают, что так бывает. При этом 90 процентов работодателей не проводят обучение по безопасности. А ведь у них хранятся терабайты данных, среди которых, например, сканы паспортов. В итоге мы имеем 76 процентов российских компаний с критической уязвимостью своих систем. Эти данные уже в Сети, просто на них покупателей нет.
АКТУАЛЬНО


