USD 80.8488 EUR 94.2539
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Прикоснуться к искусству

Наталья ИВАНОВА
Виталий Огурцов работает в Новосибирском художественном музее столяром и утверждает, что именно здесь стал ценителем изобразительного искусства. Фото: пресс-служба НГХМ
Виталий Огурцов работает в Новосибирском художественном музее столяром и утверждает, что именно здесь стал ценителем изобразительного искусства. Фото: пресс-служба НГХМ

Как мастер по дереву новую технологию изобрёл

Виталий Огурцов своими руками делает шедевры живописи. Он работает столяром в Новосибирском государственном художественном музее. За высокий профессио­нализм накануне Дня России коллективу была присуждена Государственная премия Новосибирской области, среди лауреатов оказался и наш мастер по дереву.

До того как устроиться на работу в музей, Виталий Огурцов изобразительным искусством не интересовался, а теперь, чтобы узнать больше, не стесняется обращаться к коллегам, среди которых есть и научные сотрудники. Впрочем, о многих живописцах, их произведениях читает сам, а еще с удовольствием ходит на выставки, приглашает с собой родных и друзей. Вот так понемногу и незаметно для себя простой человек с обычным средним образованием стал поклонником мирового, российского и советского творческого наследия.

Виталий Огурцов родился в столице Крыма — солнечном городе Симферополе. Мама была бухгалтером, отец добывал в шахте уголь.

— Родители приучили меня к самостоятельности и, наверное, больше к аккуратности. Они старались донести до меня, что любое дело следует выполнять тщательно и старательно, со значительной долей ответственности, — тепло вспоминает о них Виталий Витальевич.

В детстве он любил играть на балалайке, окончил музыкальную школу и даже поступил в профильное училище, так как планировал стать преподавателем. Однако обстоятельства сложились иначе. Чтобы помогать семье, пришлось оставить обучение творческой профессии и в 17 лет устроиться на завод по рабочей специальности.

— Это был обыкновенный мебельный комбинат. Здесь я стал работать с самых низов, получать квалификацию. Мне все нравилось: хороший коллектив и добротные наставники, которые, если надо, объяснят, а если нужно — поругают. Такой подход к воспитанию молодых специалистов мне кажется наиболее правильным, — рассказывает Виталий Огурцов. — Даже сегодня могу изготовить любую мебель, но не берусь утверждать, какую делать проще, а какую сложнее, потому что даже табуретка требует приложения усилий. Я по жизни всем так и говорю: нет ничего невозможного, было бы желание.

Хруст снега

В армии служил в городе-герое Одессе. Управление военного строительства возводило жилые дома, а рядовые стройбата в столярном цеху мастерили для них окна, двери и погонаж. По увольнении Виталий Огурцов вернулся на мебельный комбинат в свою бригаду, затем в поисках лучших условий работал на частных предприятиях.

— В 1995 году, когда в стране шла перестройка, а мне было 24 года, в Крыму стало тяжело с работой. Я взял три сумки и по совету старшего брата переехал в Сибирь. Главным аргументом в пользу нового места жительства стал широкий выбор вакансий, — говорит Виталий Витальевич. — В Симферополе красиво, теплое море. Однако я плохо переношу жару, поэтому зимний Новосибирск с его совершенно иным климатом и хруст снега под ногами произвели на меня неизгладимое впечатление.

035-16-03.jpg

Фото: пресс-служба НГХМ

В столице Новосибирской области Виталий Огурцов устроился в столярный цех строительного института, где буквально через месяц встретил студентку Ольгу — будущую супругу. В следующем году они отметят 30-летие совместной жизни. Их дочери Полине сейчас 25 лет; как и отец, она всего добивается сама, заведует пищевым производством.

Что касается Виталия Ви­тальевича, он очень долго трудился в коммунальной сфере, а в 2008 году увидел объявление Новосибирского государственного художественного музея.

— Решил рискнуть, устроился и ни разу не пожалел об этом, потому что нигде еще не встречал настолько творческого коллектива, таких отношений и условий для простого работника. Когда я это все немного прочувствовал, сказал себе: «Здесь я и останусь до конца», — вспоминает Виталий Огурцов. — Считаю, что с музеем мне крупно повезло. Ни разу я не проснулся с настроением, что, дескать, опять надо идти на эту работу. Всегда отправляюсь на нее с воодушевлением, с удовольствием.

От дискуссий к решениям

В музее вдвоем с коллегой Виталий Витальевич изготавливает оборудование для выставок. Это различные подиу­мы и стеллажи, специализированные модули, на которые развешиваются картины.

— У нас в музее сейчас очень слаженная команда во главе с директором Екатериной Валентиновной Болдыревой. Лично я работаю здесь с радостью. Все, что можно смастерить из дерева, делаем своими силами и очень стараемся. Понятно, что задание куратора проекта следует выполнить быстро, но надо же сделать еще и эстетично, качественно. Поэтому всю душу вкладываешь, а потом смотришь на результат и остаешься доволен, — рассказывает Виталий Огурцов. — Поручения поступают порой нестандартные; приходится очень много анализировать, обсуждать, что-то уточнять. Дискутируя в такие моменты, приходим к совместным решениям.

035-16-02.jpg

Фото: пресс-служба НГХМ

В музее подготовка к экспозициям не бывает легкой. Например, для выставки тульского оружия экспонаты необходимо было разместить так, чтобы в стеклянных витринах они смотрелись красиво, чтобы их можно было разглядывать со всех сторон, а кроме того, чтобы не было нагромождения всевозможных крепежных элементов.

— Мы долго думали и в результате изобрели систему крепления холодного и огнестрельного оружия на магниты. В ней дополнительный крепеж отсутствует, предметы словно парят в воздухе, обеспечен широкий обзор, — объясняет Виталий Огурцов. — Внешне это оригинально выглядит, никто еще такого не делал. Мы создали, если можно так выразиться, локальные инновационные технологии, и я очень этим горжусь.

Исключительно в перчатках

Труд столяра в музее нельзя назвать монотонным: тут каждый день идет творческий процесс, постоянно приходится размышлять, рассчитывать, импровизировать. За все время работы в музее Виталию Огурцову не встречалось одинаковых проектов: каждому присущи уникальные детали и особенности.

— Я также занимаюсь развеской картин на скрытые креп­ления, то есть когда полотно вешают не просто на веревочки, а на специальный крепеж. Это тонкая скрупулезная работа, потому что важно учитывать множество нюансов: расстояние между петельками, где протянуть отверстия для крепежа, чтобы когда ты повесил картину, она у тебя висела ровно и по центру, а также многое другое. Если на модуле располагается, допустим, четыре картины, то есть они идут блоком, вычисления производятся более сложные. Следует рассчитать, чтобы расстояния между картинами были одинаковы и по ширине, и по высоте, — объясняет Виталий Витальевич. — Вы не поверите, но я своими руками беру шедевры. Несмотря на то, что прикасаюсь к ним исключительно в перчатках, иногда даже сердце сжимается и дух захватывает: эту картину великий мастер написал 200–300 лет назад, а я вот спокойно взял ее, понес, поставил, опять взял и повесил.

Особые эмоции у нашего собеседника вызвали произведения русского церковного искусства XVI — начала XX века, творческое наследие русского живописца Архипа Куинджи и фламандца Питера Пауля Рубенса. Шедевр кисти последнего под названием «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» оказался настолько большим и тяжелым, что поднимали его впятером.