USD 79.1272 EUR 90.6635
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Фанфики, слуги смерти и драконы

Светлана ФРОЛОВА
В Первомайском сквере бойко шла торговля: новую книгу Гузель Яхиной можно было купить за 1300 рублей, роман Захара Прилепина подороже — 1500. Недалеко от них, почти в те же деньги оцененный, пылился томик «Атлант расправил плечи» — его почему-то никто в руки не брал. Фото: Андрей Заржецкий
В Первомайском сквере бойко шла торговля: новую книгу Гузель Яхиной можно было купить за 1300 рублей, роман Захара Прилепина подороже — 1500. Недалеко от них, почти в те же деньги оцененный, пылился томик «Атлант расправил плечи» — его почему-то никто в руки не брал. Фото: Андрей Заржецкий

В Новосибирске состоялся литературный фестиваль «Новая книга»

Четыре дня подряд под живую музыку, доносившуюся со сцены у Краеведческого музея, в самом центре Новосибирска литераторы читали лекции, а на ярмарке сбывались с рук увесистые тома, как было заявлено, самых современных и популярных на сегодня писателей, с которыми можно было еще и встретиться. Впрочем, библиофилам постарше эти имена пока мало что говорят, но молодежь читает взахлеб.

022-24-03_M.jpg

В Первомайском сквере бойко шла торговля: новую книгу Гузель Яхиной можно было купить за 1300 рублей, роман Захара Прилепина подороже — 1500. Недалеко от них, почти в те же деньги оцененный, пылился томик «Атлант расправил плечи» — его почему-то никто в руки не брал. Фото: Андрей Заржецкий

Литературный фестиваль «Новая книга» проходил с 29 мая по 1 июня.

Мекка для современных библиофилов

В минувший четверг неподалеку от сцены, в «Лектории Е», обосновалась Ася Васильева — писательница, автор книги «Время долга» в жанре эпического фэнтези. Диплом у Аси юридический, а вот в центре повествования ее книг совсем не прокурор, а девушка-музыкант с ведьминским даром, которая попадает в череду придворных интриг и опасных приключений. Идет презентация книги. Причем представляют ее две девушки, слушают — тоже две. Они же снимают и, видимо, ведут трансляцию. Вот такая компания писателей-читателей.

022-24-04_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

Ася говорит, что пишет с раннего детства:

— Все начиналось обычно: захотелось написать рассказ в жанре «роуд-стори» (сейчас это, наверное, самый популярный тип сюжета для множества постапокалиптических и фэнтезийных произведений: герой куда-то идет, что-то несет, параллельно с кем-то борется и эволюционирует ментально в процессе своих приключений. — Прим. авт.). Масштабного не планировалось. Но потом, когда я начала обдумывать персонажей, оказалось, что намного интересней, когда и герои «рвутся» на что-то большое, и сама история может стать чем-то большим. А делать обычный мир меча и магии слишком просто, всегда хочется чего-то нового. В итоге героиня моего романа — одаренная ведьма, которая колдует с помощью музыки. И еще в книге есть персонажи-барды, и вся их сила, влияние на мир воплощаются через музыку.

«Лампово», без эротики

Творческий псевдоним Натальи Христенко — Лия Альман. По образованию она экономист. И тоже писала и сочиняла с детства. Наталья — из Новосибирска, торгует на ярмарке в сквере своими книгами: дилогией «Когда вода заговорит» и «Где рождается свет». Комплект стоит 1100 рублей. Говорит, что чаще берут первую книгу, но нередко потом возвращаются и за второй. Это единственные изданные книги Натальи, хотя есть еще не изданные, совсем не фэнтезийные короткие рассказы.

022-24-05_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

— Это фэнтези, ближе к магическому реализму, — сообщает автор. — Книга повествует о слугах смерти, которые собирают души для своей госпожи. Делятся слуги смерти на земных, которые похожи на обычных людей, и на водных, то есть русалок. В центре повествования русалка, которая однажды топит корабль, а на нем оказывается мальчишка-подросток. Она понимает, что не может убить ребенка, и спасает его вопреки всем правилам. В это же время слуга смерти уже на земле влюб­ляется в девушку, и по закону жанра он должен принести ее душу, но не может этого сделать, потому что влюблен. И вот слуга смерти и русалка объединяются против своей госпожи, бросают ей вызов, чтобы спасти дорогих им людей.

Начала Наталья литературную деятельность с издания своей книги, а потом вместе с единомышленниками открыла сибирское независимое издательство «Лампочка», в котором сейчас выпускаются еще и книги других авторов.

— В нем издаются книги, соответствующие нашей концепции: теплые, уютные «ламповые», 14–16+, — объясняет автор. — Кстати, эротики, жестокости в них нет. Как и ИИ — даже обложки у нас рисует художник.

О подарках нового поколения

Если не хотите ничего покупать, на ярмарке можно поучаствовать в викторине, проверить себя на знание современных литературных жанров. Полине Лаврентьевой двадцать шесть лет, она представляет электронный сайт «Литнет», и ее любимый жанр — дарк-академия (сюжет произведения построен вокруг академического кампуса, как правило, гуманитарных наук. Главные темы — взросление, моральное разложение, мистика и намек на сверхъестественное, история обычно вращается вокруг убийства или загадочной смерти одного из героев. — Прим. авт.).

022-24-06_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

— Новое поколение литераторов подарило нам новые жанры: бытовое фэнтези, дарк-академия, романы про «попаданцев», то есть перемещение во времени, романы о драконах — это, кстати, сейчас самое популярное направление. В прошлом году вышло две фэнтези-книги, и наши русские авторы подхватили эту идею. А еще есть такое направление, как фанфики, и я знаю несколько случаев, когда это начиналось как фанфик, а закончилось тиражом в три тысячи экземпляров.

По словам Полины, специфика сайта «Литнет» в том, что это практически самиздат: любой человек может написать книгу, выложить ее на сайт, и если у него растет количество просмотров, эта книга монетизируется.

— Потом он становится настоящим автором, его приглашают на фестивали, он рассказывает о том, как пишет книги, — объясняет, как стать писателем сегодня, Полина.

Город умных людей

Егор Плитченко — прозаик и публицист, член Союза писателей России и тоже новосибирец — презентует здесь сборник своих рассказов. Говорит, что утром был в Академгородке, где тоже продавал свои книги, и покупали их превосходно. Может быть, потому что пишет он о своих земляках, а земляки хорошо писателя знают? Кстати, работает Егор Плитченко в жанре художественной прозы всю свою жизнь.

022-24-07_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

— Я родился здесь, прямо в центре города, роддом был на Коммунистической, — говорит писатель. — Мне нравится город — когда шумит трамвай, когда можно подойти к окну, увидеть этот Первомайский сквер и выпить чашечку кофе. Люблю Новосибирск и новосибирцев, и эту книгу я посвятил родному городу — «Книги из огня», называется она по финальному рассказу, который в ней содержится. Сюжет такой: один писатель не писал книги, а лепил их из снега. И каждая снежинка обозначала какую-то букву. Но была большая серьезная проблема в том, что книги весной таяли, и он хранил тома в холодильнике — все холодильники у него и его друзей были забиты книгами. Никто не мог понять, что в них написано, потому что никто не знал, что значит та или иная снежинка, но все считали писателя гением. И вот он решил построить ледяное хранилище. Собрал деньги, и когда хранилище открывали и все собрались — мэр, губернатор, — внезапно оказалось, что нет только писателя. Его долго искали и наконец нашли: обожженный, он сидел у костра и что-то быстро бормотал про книги из огня…

022-24-02_M.jpg

В основном на полках ярмарки детская и подростковая литература, а также учебники. Фото: Андрей Заржецкий

Мимо лотков с книгами проходят люди и здороваются с писателем Егором Плитченко, а писатель здоровается с проходящими мимо людьми.

— Думаю, главная идея фестиваля — даже не продать книги, а еще раз напомнить новосибирцам, что они думающие люди, которые когда-то основали здесь этот прекрасный город, — говорит Егор Плитченко. — И в первую очередь умные — я в этом нисколько не сомневаюсь, ведь я тоже новосибирец!

КСТАТИ
Фестиваль проводится в рамках проекта «Читающая Россия», который реализуется по инициативе Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации при поддержке министерства культуры Новосибирской области и Новосибирского государственного краеведческого музея.

6+