USD 82.8559 EUR 94.7129
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Солярки хватит всем

Светлана ФРОЛОВА
Установка гидроочистки дизельного топлива поражает своими размерами. В год она выдает около 350 тысяч тонн продукта. Фото: Андрей Заржецкий
Установка гидроочистки дизельного топлива поражает своими размерами. В год она выдает около 350 тысяч тонн продукта. Фото: Андрей Заржецкий

Во время посевной новосибирские сельхозпроизводители будут обеспечены дизельным топливом класса Евро-5 по биржевым ценам

Грядущая посевная и новосибирские дороги круглогодично — все это нуждается в качественном битуме и дизеле. И есть в Новосибирской области предприятие, где делают и то и другое, обеспечивая потребности региона, а излишки даже отправляют, например, в Китай.

Недавно с работой предприя­тия ознакомился министр промышленности, торговли и развития предпринимательства региона Андрей Гончаров. Обозреватель «Советской Сибири» тоже побывала на Коченёвском НПЗ, примерила местную робу и узнала, как производят качественный дизель.

Следи за собой

Чтобы попасть на территорию завода, нужно предварительно облачиться в спецодежду и спецобувь — все это подогнано по размеру, правда, ботинки мне оказались чуть великоваты. Эта экипировка защищает от различных неблагоприятных факторов, характерных для такого производства: она устойчива к впитыванию нефти и нефтепродуктов, огне- и термостойкая, с антистатическими и влагоотталкивающими свойствами. Говорят, спецовка отлично предохраняет и от мокрого снега и дождя, а также обеспечивает дополнительную защиту от холода. А еще в ней должно быть много карманов — для инструментов, и требуется, чтобы она соответствовала государственным стандартам. Ну и приятный бонус: кроме всего прочего, такой костюмчик сделает стильным абсолютно любого трудягу.

016-15-02_M.jpg

«Этот комплекс предназначен для получения дорожного битума, — рассказывает Эдуард Свириденко. — В том числе строи­тельных, кровельных марок. Комплекс представляет собой две параллельные линии. Гудрон, то есть полуфабрикат, подается на колонну, окисляется до битума. Потом направляется в товарные резервуары. А уже из них производится отгрузка автомобильным и железнодорожным транспортом». Процесс также автоматизирован и управляется оператором за компьютером. Фото: Андрей Заржецкий

И вообще, как говорит директор завода, на безопасности здесь не экономят.

Новосибирский производитель нефтепродуктов — Коченёвский нефтеперерабатывающий завод «ВПК-Ойл» работает уже двадцать лет и специализируется на выпуске битума и дизельного топлива Евро-5. Сейчас на предприятии внедрено дистанционное управление, многие процессы автоматизированы. В 2024 году компания увеличила мощность битумного производства до 200 тысяч тонн в год, что позволяет обеспечивать сельскохозяйственные и дорожно-строительные предприятия региона высококачественным топливом и битумом.

Как рассказывает Эдуард Свириденко, местный главный технолог, проследить путь сырья до конечного продукта можно с помощью мониторов компьютеров. В дальнейшем компания планирует переходить на отечественное ПО.

— Вот подача сырья, нагрев, выход продукции, — показывает на мониторы Эдуард Свириденко. — Можно вовремя увидеть все, что нужно, и оперативно внести корректировки по качеству.

Сезонная проблема

Как отметил министр промышленности, торговли и развития предпринимательства региона Андрей Гончаров, все понимают, что когда начинается активный строительный и сельскохозяйственный сезон, всегда увеличивается и цена, может быть дефицит поставок.

016-15-03_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

— Когда наступает большой объем работ, приходится активней использовать технику — и строительную, и сельскохозяйственную. Бывает, возникают перебои — дефицит и топлива, и битума, — подчерк­нул Андрей Гончаров. — Поэтому сегодня мы по поручению губернатора Новосибирской области Андрея Травникова приехали на наш нефтеперерабатывающий завод в Коченёво. Объем сырья, которое здесь перерабатывается в год, подходит уже к миллиону тонн. Компания готова закрывать потребности наших сельхозпроизводителей в дизельном топливе. И транспортная логистика, и цена, которую предприятие может предложить, будут приемлемы. Использовать эту возможность, имея в нашем регионе такого производителя, безусловно, будет полезно всем. И дизель, и битум здесь высокого качества.

По словам Андрея Александ­ровича, компания активно использует современные технологии переработки нефтепродуктов, имеет очистные сооружения высокого класса очистки, соответствующие всем экологическим нормам.

— Кроме того, на предприя­тии работает около пятисот человек. И большая часть из них — это жители Коченёвского района, — добавил Андрей Гончаров. — Однако и из Новосибирска тоже приезжают сотрудники. Компания обеспечивает их транспортом и очень ответственно подходит к своим работникам: буквально со входа на территорию мы видим, как заботятся здесь о безо­пасности людей. И конечно, весь комплекс социальных услуг и мер поддержки компания тоже предоставляет. По­этому рекомендую завод в том числе как ответственного работодателя с соответствующим уровнем зарплаты.

Расширяя географию присутствия

Для экологичности дизельного топлива и соответствия стандарту Евро-5 необходимо, чтобы оно содержало низкое количество вредных веществ.

Гидроочистка происходит в реакторе, а реакторный блок находится на высоте 24 метров от земли — приблизительно на крыше восьмиэтажного дома. Забираемся безо всякого лифта на верхнюю площадку, и ветер такой, что с тебя буквально сдувает каску.

016-15-04_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

— Здесь происходит процесс нагрева сырья, — комментирует Сергей Фатьянов, технический директор предприятия. — А также догрев сырья в печи. Далее сырье, смешанное с водородом, поступает в реактор, где под действием катализатора происходит удаление серы, азота, кислорода, которые находятся в прямогонном дизельном топливе (это первичный продукт перегонки сырой нефти, одна из первичных смесей различных углеводородов. — Прим. авт.).

Далее идет колонна стабилизации, так как в процессе насыщения дизеля водородом прямогонная дизельная фракция проходит через слои катализатора, частично крекируется (крекинг — расщепление тяжелых малоценных продуктов на более ценные. — Прим. авт.) — углеводороды превращаются в газ и бензиновую фракцию. Эти компоненты удаляются на колонне стабилизации. В итоге сверху выходит газ и бензин, а снизу идет уже стабильный дизель. После этого он охлаждается, а в конце установки стоят дозирующие насосы.

Продукты проходят согласование в лаборатории — приемку делает начальник смены. По словам Татьяны Крахалевой, начальника центральной заводской лаборатории, область ее аккредитации содержит все показатели качества, которые определяются для выпускаемой предприятием продукции.

— Предприятие выпускает продукцию по техническим регламентам Таможенного союза, — объясняет она.

Около пятидесяти процентов местного топлива уходит на новосибирский рынок, увеличен и выпуск битума: дорог в Новосибирской области, как известно, сейчас строят очень много. Кроме того, продукция завода пользуется спросом на Алтае, в Кузбассе и даже… в Китае. Как рассказал директор предприятия Евгений Беленецкий, ранее были и другие зарубежные поставки, например в Таджикистан и Монголию.

— По битуму мы вышли на китайский рынок, — сообщил Евгений Беленецкий. — Месяц назад первая партия уже была доставлена в КНР. Буквально две недели назад заключили контракт и отправили партию в Киргизию. Поэтому расширяем географию присутствия не только в пределах России, но и в ближнем зарубежье.