USD 98.2236 EUR 105.7086
 

«И жаловаться было некому…»

Алёна КОВРОВА
При детских домах создавались производственные хозяйства, основные работы в которых выполняли сами ребята. Партийные, комсомольские, советские организации добивались того, чтобы все воспитанники детдомов получали общее школьное образование и необходимую трудовую подготовку. Фото: личный архив Валентины Мельниковой
При детских домах создавались производственные хозяйства, основные работы в которых выполняли сами ребята. Партийные, комсомольские, советские организации добивались того, чтобы все воспитанники детдомов получали общее школьное образование и необходимую трудовую подготовку. Фото: личный архив Валентины Мельниковой

Воспитанница новосибирского детского дома через всю жизнь пронесла воспоминания о таких же, как она, сиротах

Осиротеть в любом возрасте — трагедия, а если остаться одному на свете в детстве, еще и страшное испытание, подготовиться к которому невозможно. Резко повзрослевших детей-сирот, лишившихся дома, поддержки, привычного образа жизни, становится в разы больше, когда на страну обрушивается война. Совсем незрелые, они сталкиваются с проблемами, оставляющими отпечаток на всю жизнь.

Годы спустя, вспоминая тяжелый период, некоторые стараются сохранить и передать полученный опыт в рассказах. Так делает Валентина Михайловна Мельникова, почетный председатель первичной ветеранской организации Ленинского района, бывший комсорг завода низковольтной аппаратуры (НВА). Ее детство пришлось на послевоенные годы. И до седьмого класса девочка воспитывалась в новосибирском детском доме № 9, сформированном на базе детсада на улице Петропавловской, построенного для завода «Сибсельмаш».

Сегодня здания, в котором Валентина Михайловна провела несколько лет, уже нет. Но есть воспоминания о том, как жили осиротевшие дети под присмотром государства.

Одна на всех

К концу Великой Отечественной войны в стране оказалось около 700 тысяч сирот. Для их распределения по указу Иосифа Сталина в 1945 году были открыты дополнительные детские дома. Только в Новосибирске появилось 15 новых учреждений для детей, оставшихся без родителей. В сентябре победного года свои двери они распахнули для пяти тысяч воспитанников.

О «новом доме», который получил статус детского 2 ноября 1945 года, Валентина Мельникова сохранила самые теплые воспоминания. Это было кирпичное здание с лепниной, колоннами, балконом, красивым фасадом и чашами под клумбы. По периметру росли рябины, сирень и яблони. В тени деревьев располагались беседки. Внутри было чисто, в группах лежали ковры, везде — паркетный пол, а еще кругом были цветы.

— Нас заселилось много, и мы жили одной семьей. Общими стали занятия, спальня, школа, группы, книги, одежда. Помню, много было ребят-переростков, учившихся, например, в десять лет в первом классе, — вспоминает Валентина Михайловна.

Все дети носили зеленую форму, перешитую из военной, и американские бушлаты вместо пальто. Счастьем было наличие даже такой одежды, так как в ней было тепло. Обновился гардероб воспитанников только в 1953 году, для девочек купили штапельные школьные и шерстяные праздничные платья.

Каждая минута на счету

Самым тяжелым испытанием в первые годы стало не отсутствие удобств, а наказания за провинности.

041-22-02.jpg

— Нас могли оставить без ужина или поставить на цементный пол под лестницей в нижнем белье и босиком, — вспоминает Валентина Михайловна. — Попадало и ремнем, и линейкой, но мы мирились со всем, ведь наше прошлое было гораздо тяжелей, да и жаловаться было некому.

Шалили ребятишки нечасто, так как день был расписан буквально по минутам. Работали кружки по выпиливанию из дерева, вышиванию, вязанию, шитью, фотоделу и стрельбе. Можно было заниматься танцами, петь в хоре или сольно, кататься на лыжах или коньках, играть в волейбол.

В повседневные обязанности входило натирание паркета валенками, мытье окон, стен, туалетов, стирка штор, белья, скатертей. Кроме этого, нужно было дежурить по кухне — чистить овощи, накрывать на столы, убирать и мыть посуду. В свободное время девчонки вышивали костюмы для танцев, салфетки, вязали воротнички к школьным платьям и накидки на подушки.

Яркими событиями в череде будничных дней были, конечно, праздники. Например, дни рождения, которые отмечали три раза в год, собирая именинников за несколько месяцев. В честь этого в большом зале накрывались столы, включалась музыка, пространство заполнялось цветами, а шефы и педагоги дарили подарки.

И страшно, и красиво

На Новый год в детский дом привозили трехметровую елку. Украшенная многочисленными игрушками и гирляндами, она завораживала детей. Вокруг нее водили хороводы, рядом разворачивался концерт из номеров, которые воспитанники сами готовили. Традиционные Дед Мороз и Снегурочка, конечно, за старание дарили подарки.

— Очень торжественно проводили прием в пионеры, — рассказывает Валентина Мельникова. — В центре зала оформляли «костер», который горел как настоящий! Мы слушали выступления участников войны, читали стихи, а потом давали обещание хорошо учиться и быть во всем примером. Слова торжественного обещания учились наизусть и оформлялись выступающими на альбомном листке заранее. После его произнесения старшая пионервожатая детского дома надевала новым пионерам красный сатиновый галстук, а остальные ребята пели пионерские песни. Помню, что концы галстуков всегда закручивались, сколько бы мы их ни разглаживали.

Праздником для ребят были и выходы в свет. В частности, каждый месяц они отправлялись в оперный театр или театр юного зрителя, нередко посещали в кинотеатр «Металлист».

— Очень запомнился мне турпоход по Чуйскому тракту после шестого класса, — вспоминает Валентина Михайловна. — Ехать было невероятно страшно, в окно автобуса с одной стороны мы видели почти впритык каменную стену, с другой, где-то далеко внизу, струилась горная река. От это- го захватывало дух! Но именно тогда я была поражена красотой Катуни. В разное время дня она была то голубой, то бирюзовой, то почти зеленой!

Уроки, которые повторяются

Ежегодно в детском доме воспитывались до 120 детей. Оставаться в стенах заведения они могли только до 14 лет. Дальше воспитанников распределяли по училищам, потому что стране были нужны рабочие руки.

Одаренных мальчиков могли направить в военное музыкальное училище при Окружном доме офицеров, где они становились военными музыкантами. Других детей — в ремесленное училище № 1 (сейчас это колледж имени А.И. Покрышкина), радиотехнический или сельхозмашиностроительный техникумы. Можно было сразу идти работать на завод «Сибсельмаш». Поступившие в техникум воспитанники жили уже в общежитии и на стипендию, для получения которой необходимо было хорошо учиться.

— В социуме мы приживались тяжело, потому что в детдоме жили на всем готовом. Во взрослой жизни приходилось выживать, решать задачи, отвечать на вопросы, — уточняет Валентина Михайловна. — Кому-то удалось справиться с этим вызовом и поступить в высшие учебные заведения после техникумов. Среди выпускников нашего детдома есть инженеры, геологи, педагоги, художники, работники авиации, спортсмены, военные музыканты и даже директор завода.

Практически все воспитанники создали семьи, вырастили детей и внуков, добились признания в обществе и в среде близких людей.

В 1963 году детский дом на улице Петропавловской был расформирован. Оставшихся воспитанников распределили по другим учреждениям. Позже здесь построили противотуберкулезную больницу, гаражи и даже какие-то склады. Цветущей территории больше нет. Есть только память.

— Прошли годы, отошли косички, забылись и стерлись все обиды, а время, проведенное в детском доме № 9, приходит во сне, всплывает, как самые лучшие годы жизни. Мне как-то сказали, что давно пора забыть… Забыть? Но зачем? — рассуждает наша героиня. — Я не представляю, что было бы со мной, не попади я в детский дом. С благодарностью вспоминаю уроки воспитателей, которые так усердно учили нас, а мы сопротивлялись, пасовали. Жизнь потом заставила вспомнить все наставления.