Небезопасный беспилотник
Как правильно пользоваться дронами — разъясняют специалисты
С появлением беспилотников наша жизнь меняется прямо на глазах, и мы не всегда успеваем сообразить: а это все можно? Между тем законодательство жестко контролирует «небесную» сферу, а незнание, как известно, не освобождает от ответственности. Можно нарваться как минимум на приличный штраф.
О чем важно знать, когда вы пользуетесь беспилотниками, разъясняют специалисты транспортной прокуратуры.
Совершенно секретно
Одна из новосибирских компаний, которая принимала участие в XI Международном Сибирском транспортном форуме и выставке «Современный транспорт и инфраструктура», — компания по аэросъемке и геодезическим работам «Беспилотные технологии».
В частности, в живой дискуссии активно обсуждались возможности «Беспилотных технологий» для решения разнообразных задач в дорожном и городском хозяйстве.
Как рассказал «Советской Сибири» директор компании Григорий Цой, «Беспилотные технологии» находятся в Новосибирске, но работают по всей России с 2014 года.
— На выставке представлены модели беспилотников, которые мы используем, — рассказал Григорий Цой. — Самолетного типа и российского производства — город Ижевск. Там, наверное, одни из крупнейших производителей в России, самые надежные беспилотники — «Суперкам». Всего у нас 15 беспилотников, из них шесть самолетов и девять квадрокоптеров. На сегодняшний день мы одна из 37 компаний в России, у которых есть полный пакет документов для того, чтобы вообще летать. Вот представьте, все остальные компании летают вне закона.
Для того чтобы в России выполнять авиационные работы и вообще работать полностью в правовом поле, у компаний должен быть сертификат эксплуатанта для беспилотников (а их всего 37 выдано по состоянию на неделю перед форумом) и лицензия на гостайну — это два основных документа. Соответственно, даже если просто взять ограничитель по сертификату эксплуатанта, то его имеют не больше 37 компаний. И не факт, что в этих 37 компаниях у всех есть лицензия на гостайну. Да, в воздушном пространстве все непросто. Есть много нюансов, много тонкостей, разрешений, которые требуется получить. Например, если вы захотите полетать над Новосибирском, потому что вам нужно что-то снять, пусть даже для администрации, необходимо получить разрешение Генштаба Министерства обороны, штаба Центрального военного округа, УФСБ, администрации аэропорта Толмачёво. Еще нужно дополнительно узнать, есть ли в зоне полета зоны с ограничениями, специальные зоны. И только после этого можно летать!
Впрочем, пакет документов бывает и намного больше. Случается, что зона закрыта Росатомом, военными, несколькими аэродромами, если они рядом. Крупные компании, такие как Транснефть или Газпром, тоже закрывают.
Таким образом, нужен большой пакет документов для выполнения работы беспилотника. И самое интересное, что любая аэрофотосъемка является секретной по закону, о чем мало кто знает и задумывается. То есть предприятие, выполнив аэрофотосъемку, не может отдать заказчику работу, пока не пройдет контрольный просмотр в штабе военного округа, где все его снимки просмотрят и выдадут акт контрольного просмотра о наличии либо отсутствии секретных сведений или сведений, содержащих государственную тайну. Как только акт получаете, можете пользоваться снимками, а до этого они считаются секретными. Соответственно, все, у кого нет сертификата эксплуатанта, нарушают воздушный кодекс, а те, у кого нет лицензии на гостайну, нарушают закон о гостайне.
Какие правила должен соблюдать владелец квадрокоптера?
Мы обратились в Западно-Сибирскую транспортную прокуратуру за официальными разъяснениями. Комментирует Евгения Чиханчина, старший помощник прокурора по взаимодействию со средствами массовой информации Западно-Сибирской транспортной прокуратуры.
— За последнее время на территории Западной Сибири отмечается значительное увеличение количества случаев нарушения владельцами беспилотных летательных аппаратов (квадрокоптеры и дроны) порядка использования воздушного пространства, — отмечает специалист. — Напоминаем, что необходимо сделать до начала использования квадрокоптера:
— поставить на учет квадрокоптер массой от 0,15 кг в Росавиации;
— нанести учетный опознавательный знак, присвоенный в установленном порядке, на элементы конструкции квадрокоптера;
— за сутки до планируемого полета направить в органы организации воздушного движения план полета;
— в случае полетов над населенными пунктами получить разрешение соответствующего органа местного самоуправления.
Для квадрокоптера весом меньше 30 килограммов не требуется разрешение и подача плана полета, в том числе если квадрокоптер запускается над населенным пунктом на высоте до 150 метров и находится в прямой видимости пилота.
Обратите внимание, что данные положения изменяются, и требования о подаче плана полета и получении разрешения на полет являются обязательными в том случае, если квадрокоптер находится:
— на высоте свыше 150 метров от земной или водной поверхности;
— в запретных зонах, зонах ограничения полетов, специальных зонах воздушного пространства;
— над местами проведения охранных мероприятий;
— над местами проведения публичных мероприятий и официальных спортивных соревнований;
— на высоте более 100 метров от земной или водной поверхности на удалении менее 10 км от контрольных точек аэродромов и 2 км — от посадочных площадок;
— в зонах полетов беспилотных воздушных судов.
Информация о зонах ограничений и запретных зонах публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации.
Эксплуатация квадрокоптера при отсутствии соответствующего разрешения может повлечь за собой привлечение к ответственности по ст. 11.4 КоАП РФ (нарушение правил использования воздушного пространства), без постановки его на учет — по ст. 11.5 КоАП РФ (нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов).
КСТАТИ
Управлять БВС весом до 150 г может любой человек, от 150 г до 30 кг — люди старше 14 лет. Для управления БВС весом от 150 г до 30 кг требуется назначить командира воздушного судна.