USD 98.2804 EUR 103.2419
 

Небезопасный беспилотник

Светлана ФРОЛОВА
Транспортный форум, состоявшийся совсем недавно, отлично показал, что беспилотие в России активно развивается. Фото: Андрей Заржецкий
Транспортный форум, состоявшийся совсем недавно, отлично показал, что беспилотие в России активно развивается. Фото: Андрей Заржецкий

Как правильно пользоваться дронами — разъясняют специалисты

С появлением беспилотников наша жизнь меняется прямо на глазах, и мы не всегда успеваем сообразить: а это все можно? Между тем законодательство жестко контролирует «небесную» сферу, а незнание, как известно, не освобождает от ответственности. Можно нарваться как минимум на приличный штраф.

О чем важно знать, когда вы пользуетесь беспилотниками, разъясняют специалисты транспортной прокуратуры.

Совершенно секретно

Одна из новосибирских компаний, которая принимала участие в XI Международном Сибирском транспортном форуме и выставке «Современный транспорт и инфраструктура», — компания по аэросъемке и геодезическим работам «Беспилотные технологии».

В частности, в живой дискуссии активно обсуждались возможности «Беспилотных технологий» для решения разнообразных задач в дорожном и городском хозяйстве.

Как рассказал «Советской Сибири» директор компании Григорий Цой, «Беспилотные технологии» находятся в Новосибирске, но работают по всей России с 2014 года.

— На выставке представлены модели беспилотников, которые мы используем, — рассказал Григорий Цой. — Самолетного типа и российского производства — город Ижевск. Там, наверное, одни из крупнейших производителей в России, самые надежные беспилотники — «Суперкам». Всего у нас 15 беспилотников, из них шесть самолетов и девять квадрокоптеров. На сегодняшний день мы одна из 37 компаний в России, у которых есть полный пакет документов для того, чтобы вообще летать. Вот представьте, все остальные компании летают вне закона.

Для того чтобы в России выполнять авиационные работы и вообще работать полностью в правовом поле, у компаний должен быть сертификат эксплуатанта для беспилотников (а их всего 37 выдано по состоянию на неделю перед форумом) и лицензия на гостайну — это два основных документа. Соответственно, даже если просто взять ограничитель по сертификату эксплуатанта, то его имеют не больше 37 компаний. И не факт, что в этих 37 компаниях у всех есть лицензия на гостайну. Да, в воздушном пространстве все непросто. Есть много нюансов, много тонкостей, разрешений, которые требуется получить. Например, если вы захотите полетать над Новосибирском, потому что вам нужно что-то снять, пусть даже для администрации, необходимо получить разрешение Генштаба Министерства обороны, штаба Центрального военного округа, УФСБ, администрации аэропорта Толмачёво. Еще нужно дополнительно узнать, есть ли в зоне полета зоны с ограничениями, специальные зоны. И только после этого можно летать!

Впрочем, пакет документов бывает и намного больше. Случается, что зона закрыта Рос­атомом, военными, несколькими аэродромами, если они рядом. Крупные компании, такие как Транснефть или Газпром, тоже закрывают.

Таким образом, нужен большой пакет документов для выполнения работы беспилотника. И самое интересное, что любая аэрофотосъемка является секретной по закону, о чем мало кто знает и задумывается. То есть предприятие, выполнив аэрофотосъемку, не может отдать заказчику работу, пока не пройдет контрольный просмотр в штабе военного округа, где все его снимки просмотрят и выдадут акт контрольного просмотра о наличии либо отсутствии секретных сведений или сведений, содержащих государственную тайну. Как только акт получаете, можете пользоваться снимками, а до этого они считаются секретными. Соответственно, все, у кого нет сертификата эксплуа­танта, нарушают воздушный кодекс, а те, у кого нет лицензии на гостайну, нарушают закон о гостайне.

Какие правила должен соблюдать владелец квадрокоптера?

Мы обратились в Западно-Сибирскую транспортную прокуратуру за официальными разъяснениями. Комментирует Евгения Чиханчина, старший помощник прокурора по взаимодействию со средствами массовой информации Западно-Сибирской транспортной прокуратуры.

— За последнее время на территории Западной Сибири отмечается значительное увеличение количества случаев нарушения владельцами беспилотных летательных аппаратов (квадрокоптеры и дроны) порядка использования воздушного пространства, — отмечает специа­лист. — Напоминаем, что необходимо сделать до начала использования квадрокоптера:

— поставить на учет квадрокоптер массой от 0,15 кг в Рос­авиации;

— нанести учетный опознавательный знак, присвоенный в установленном порядке, на элементы конструкции квадрокоптера;

— за сутки до планируемого полета направить в органы организации воздушного движения план полета;

— в случае полетов над населенными пунктами получить разрешение соответствующего органа местного самоуправления.

Для квадрокоптера весом меньше 30 килограммов не требуется разрешение и подача плана полета, в том числе если квадрокоптер запускается над населенным пунктом на высоте до 150 метров и находится в прямой видимости пилота.

Обратите внимание, что данные положения изменяются, и требования о подаче плана полета и получении разрешения на полет являются обязательными в том случае, если квадрокоптер находится:

— на высоте свыше 150 метров от земной или водной поверхности;

— в запретных зонах, зонах ограничения полетов, специальных зонах воздушного пространства;

— над местами проведения охранных мероприятий;

— над местами проведения публичных мероприятий и официальных спортивных соревнований;

— на высоте более 100 метров от земной или водной поверхности на удалении менее 10 км от контрольных точек аэродромов и 2 км — от посадочных площадок;

— в зонах полетов беспилотных воздушных судов.

Информация о зонах ограничений и запретных зонах пуб­ликуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации.

Эксплуатация квадрокоптера при отсутствии соответствующего разрешения может повлечь за собой привлечение к ответственности по ст. 11.4 КоАП РФ (нарушение правил использования воздушного пространства), без постановки его на учет — по ст. 11.5 КоАП РФ (нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов).

КСТАТИ
Управлять БВС весом до 150 г может любой человек, от 150 г до 30 кг — люди старше 14 лет. Для управления БВС весом от 150 г до 30 кг требуется назначить командира воздушного судна.