USD 99.4215 EUR 106.3040
 

Выбирать стали чаще

Наталья ИВАНОВА
Абсолютный победитель конкурса «Учитель года» Татьяна Осинцева преподает в четвертых и в десятом специализированном классе лицея № 9 в Новосибирске. Фото предоставлено героиней
Абсолютный победитель конкурса «Учитель года» Татьяна Осинцева преподает в четвертых и в десятом специализированном классе лицея № 9 в Новосибирске. Фото предоставлено героиней

Региональный проект содействует росту профессионализма и пополнению кадров

В Новосибирской области определены лучшие учителя, педагоги дополнительного образования, воспитатели и педагоги-психологи. Лидеры соревнований прошлого года передали им символы профессионального мастерства, их приветствовали ветераны педагогического сообщества, коллеги и официальные лица.

В 2024 году абсолютным победителем конкурса «Учитель года» стала учитель начальных классов лицея № 9 Центрального округа Новосибирска Татьяна Осинцева.

Ей 38 лет, 18 из которых посвящены обучению детей. Татья­на Владимировна одновременно преподает в четвертом и в десятом классах. На региональном уровне конкурса профессионального мастерства она продемонстрировала опыт обучения четвероклассников русскому языку по программе новосибирского автора Натальи Максимовой, а на предшествующем городском этапе показала урок педагогики со старшеклассниками. Здесь особенно есть чем гордиться.

Пополнить ряды

Три года назад лицей № 9 выиграл конкурс и вступил в проект «Специализированные педагогические классы Новосибирской области». У Татьяны Осинцевой уже был опыт преподавания в колледже, поэтому учить школьников педагогике и смежным дисциплинам предложили ей.

— Тогда у нас педагогическую специальность выбирал только один выпускник из пяти классов. Конечно же, нас расстраивало, что практически никто из них не хотел становиться учителем, — рассказала наставник. — Через два года реализации проекта состоялся первый выпуск. В педагогические вузы поступили уже восемь человек с параллели. Была создана настолько благоприятная среда, что даже ребята, которые учились по обычным образовательным программам, стали выбирать педагогику в качестве будущей профессии.

Безусловно, нам есть еще к чему стремиться, но динамика положительная, поэтому в прошлом году мы вновь подали заявку на открытие специа­лизированного педагогического класса, где я теперь не просто преподаю, но и являюсь классным руководителем и тьютором.

Профессиональная проба

Татьяна Осинцева отмечает, что методики обучения и способы общения с детьми разного возраста достаточно сильно отличаются друг от друга. Можно условно говорить о том, что учитель владеет двумя разными специальностями. Поначалу в памяти пришлось освежить приемы работы со старшими классами, возрастную психологию, зато теперь Татьяна Владимировна видит в новой деятельности одни преи­мущества.

— Главным плюсом сейчас является то, что у нас происходит межвозрастное взаимодействие, — объяснила преподаватель. — Обычно старшеклассники к малышам ходят редко, но так как я большую часть рабочего времени провожу в четвертом классе, то они «вынуждены» их навещать, заодно и общаются. Для профориентации это очень важно, потому что малыши просят то урок, то классный час провести, то еще какое-нибудь мероприятие. Многих десятиклассников это радует, они с удовольствием испытывают свои силы в таких своеобразных профессиональных пробах.

Подкреплено практикой

На конкурсе «Учитель года» Татьяна Осинцева свое мастерство решила представить самостоятельно, когда в очередной раз, как и полагается по профессии, определялась, в каких событиях будет участвовать в течение года для собственного развития. Тем более что положительный опыт уже был. Одиннадцать лет назад Татьяна Владимировна вошла в пятерку лауреатов конкурса, но стать абсолютным лидером тогда не получилось.

В течение последних семи лет она регулярно получает награды, в том числе высшего уровня. Например, на конкурсе инновационных проектов «Золотая медаль» выставки «Учебная Сибирь». Успехи учеников — а их немало — тоже имеют определяющее значение. Это победы в научно-практических конференциях городского, регионального и федерального уровней, награды за результаты олимпиад. Радуют учителя в этих направлениях и старшеклассники, и ребята из начальной школы.

В прошлом году Татьяна Осинцева окончила аспирантуру в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования.

— Там я проводила исследование о том, как на уроке с ребенком выстроить продуктивный диалог, чтобы у каждого была возможность выразить свою позицию, научиться вежливо слушать друг друга и корректно аргументировать, — рассказала Татьяна Осинцева. — Для жюри конкурса «Учитель года» было важным, что я представляю им не просто теорию или разрозненные методические наработки, а проверенную в исследовании, эффективную и результативную систему работы.

Главные воспитатели

На торжественной церемонии, которая состоялась в театре «Глобус», были подведены итоги сразу нескольких конкурсов педагогического мастерства. Абсолютным победителем конкурса «Воспитатель года» стала Александра Коренькова из детского сада города Новосибирска № 421 имени Сергея Ровбеля. В конкурсе «Сердце отдаю детям» место лидера заняла педагог центра дополнительного образования «Алые паруса» Ольга Дегтярёва, а лучшим «Педагогом-психологом года» была признана Олеся Федосова из Краснообской средней общеобразовательной школы № 1 с углубленным изучением отдельных предметов.

Пожелав успехов теперь уже на федеральном уровне, награды им вручил губернатор Новосибирской области Андрей Травников. Он напомнил, что в стране 2023 год — Год педагога и наставника — сменил Год семьи.

— Учитель и семья — это два главных «воспитателя», муд­рых, терпеливых и бережных, которые готовят нас к встрече с более жестким «воспитателем» — самостоятельной жизнью, — подчеркнул губернатор. — Хочется, чтобы последовательность этих двух лет была не просто случайным совпадением, а вернула ту общность, когда школа и семья рассматриваются не как какие-то два элемента расписания дня любого ребенка или взрослого, а снова воспринимаются как единое целое. Чтобы членами вашей большой, дружной педагогической семьи все чаще становились родители, чтобы доверие друг к другу между родителями и педагогами было полным, чтобы было осознание, что все делают общее дело. Очень приятно слышать от участников конкурса, что они чувствовали поддержку не только от старших товарищей, но даже от своих коллег, которые участвовали, казалось бы, в остром соревновании. Хочется пожелать, чтобы последующие поколения участников профессиональных конкурсов все чаще и крепче чувствовали это родственное отношение, чтобы большая педагогическая семья Новосибирской области стала крепче, дружнее и больше.

О призёрах и их стаже

Абсолютных победителей и призеров конкурсов также поздравили сенатор Российской Федерации Владимир Городецкий, министр образования Новосибирской области Мария Жафярова, заместитель председателя Законодательного собрания региона Владимир Карпов, заместитель председателя комитета по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политике областного парламента Евгений Подгорный и, конечно, коллеги.

Остается добавить, что региональный конкурс «Учитель года» был организован в 31-й раз. Его участниками стали победители городского этапа из 37 районов и округов Новосибирской области. Из них восемь человек преподают русский язык и литературу, восемь — иностранные языки, семь являются учителями истории и обществознания, еще семь —начальных классов. Два человека учат физической культуре. По одному конкурсанту специализируется на изобразительном искусстве, биологии, математике, физике и технологии.

Стаж участников конкурса «Воспитатель года» — от трех до 26 лет, а возраст колеблется от 23 лет до 51 года. Это 30 воспитателей, в том числе старший, четыре логопеда, два инструктора по физической культуре и один музыкальный руководитель.