USD 103.4305 EUR 109.0126
 

Перспективное тестирование

Алёна КОВРОВА

Как новосибирским школьникам удаётся занимать призовые места по программированию?

В новосибирской гимназии № 10 прошел открытый «Урок цифры». Диалог получился динамичным и интересным.

Такие встречи проходят на разных площадках несколько раз в год. Практикующие специалисты общаются даже с отдаленными школами регио­на по видеосвязи. Такая практика помогает школьникам оценить свои возможности, увидеть перспективы и, вероятно, построить планы. А работодатели могут разглядеть потенциал будущих выпускников.

На встрече со школьниками регио­нальный глава министерства цифровизации отметил, что на итоговых выпускных экзаменах все больше учеников выбирают информатику. А сдать этот предмет все труднее. Но, несмотря на сложности, практически все справляются.

Наш интернет останется

В рамках открытого урока министр цифрового развития и связи Новосибирской области Сергей Цукарь рассказал школьникам о регио­нальных ИТ-проектах, текущем состоянии отрасли, а также о потребности в новых кадрах. Кроме того, он отметил, какие вузы и колледжи готовят ИТ-специалистов, как начать путь в ИТ-пространстве еще в школе.

Ученики гимназии во время открытого урока занимались тестированием приложений, выявляли ошибки.

— При производстве какого-либо продукта необходимо произвести его тестирование, — отметил глава министерства. — Эта тема очень популярна и крайне актуальна в информационных технологиях, при разработке различных продуктов, систем, решений. Специалисты прорабатывают разные сценарии, занимаются выявлением ошибок и направлением информации для их устранения.

Сергей Цукарь также отметил, что каждый «Урок цифры» направлен на популяризацию ИТ-специальностей и профессий. Основной аудиторией для министерств и преподавателей, конечно, остаются ученики школы. Но в рамках программы разработаны задания и для родителей, и для учителей. Их, кстати, можно было пройти на цифровой платформе до конца марта. И этим предложением воспользовались более 65 тысяч новосибирских школьников с 1-го по 11-й класс. В текущем учебном году они уже прошли «Уроки цифры» по темам «Кибербезопасность будущего», «Облачные технологии: в поисках снежного барса», «Мессенджеры» и «Искусственный интеллект в отраслях».

Первые знания — из иностранных статей

Когда в стране еще только начинала действовать глобальная сеть Интернет, ученики гимназии пристально изучали ее возможности и, переводя иностранные учебники, постигали программирование. Сегодня звонок, который собирает всех на урок, в учебном заведении совсем не похож на типичный — он короткий и мелодичный.

— Программу школьного звонка в гимназии написали ученики — первый раз это произошло в 2012 году, а в прошлом году ее переделали, — рассказывает учитель информатики Валентина Углянская. — Когда у нас появились «инженерята», мы спаяли плату и программу переписали. Мелодию оставили ту же.

Валентина Вадимовна по образованию инженер, а учителем информатики стала по настойчивой рекомендации еще в 1985 году. Преподавала в политехническом колледже. Тогда информатика только появилась, а учителей не было, и ее буквально выдернули с производства. С тех пор свои знания она регулярно обновляет, изучает языки программирования: месяц назад проходила олимпиадное программирование на «Яндексе», подала заявку в «Сириус». Вместе со своими воспитанниками она уже не раз достигала впечатляющих результатов.

История успеха

— У нас у первых в 1998 году появился сайт школы, — рассказывает преподаватель. — Тогда на «Сибирской ярмарке» за него мы получили золотую медаль. Кстати, все, кто участвовал в его создании, стали успешными ИТ-специалистами. В 2004-м мы попали на российский конкурс веб-дизайнеров и заняли там третье место. Наша команда была единственной детской, все остальные — взрослые. После этого нас пригласили на профессиональный конкурс во Францию, и мы в 2006 году поехали в Лимож, там заняли шестое место. Дети расстроились и даже плакали, а я думала — это же мировой уровень!

Сегодня воспитанники гимназии активно контактируют с новосибирскими вузами, участвуют в различных проектах, хакатонах и олимпиадах. Среди учеников Валентины Вадимовны немало 100-балльников, а также выпускников, работающих в успешных российских и зарубежных ИТ-компаниях.

— Программы писать, конечно, интересно, но для меня намного интереснее, когда кто-то учится их писать, — говорит преподаватель.

Отметим, что в гимназии сегодня существует специализированный класс, в котором дети занимаются информатикой дополнительно по четыре часа в неделю. Именно эти воспитанники в день проведения открытого урока практиковали работу тестировщика — одно из многих направлений, востребованных сейчас в сфере ИТ.

Воспитанники гимназии в рамках встречи смогли задать министру интересующие их вопросы. Среди прочего многих интересовало, будет ли по аналогии с Китаем в России создана локальная сеть Интернет. Глава министерства отметил, что в этом нет необходимости и наше информационное пространство останется открытым миру. А для создания безопасной среды для школьников и других групп населения уже разработаны специальные приложения, аналоги действующим зарубежным, в которых каждый может чувствовать себя защищенным. Отметим, что всероссийский образовательный проект для школьников в сфере информационных технологий реализуется при поддержке нацпроекта «Цифровая экономика».