Индустрия «под ногами»
Для развития внутреннего туризма нужно возродить, например, любовь к своей национальной кухне
Несмотря на то, что вызов туриндустрии был брошен сравнительно недавно, специалисты отмечают, что потоки путешественников по России значительно выросли. И, опираясь на жителей и господдержку, туризм по родной стране должен стать интересным не только для россиян, но и для гостей из-за рубежа.
Фото: Андрей Заржецкий
Новосибирский Экспоцентр на минувшей неделе радушно распахнул двери участникам Форума сибирского гостеприимства и туризма «Дикоросы». На экспозиции представили свои товары и услуги крупнейшие игроки ресторанной и гостиничной индустрии Сибири и Дальнего Востока. Организатор самой масштабной в Зауралье презентационной площадки — правительство Новосибирской области определяет туризм одной из приоритетных отраслей экономики региона, способной внести свой вклад в ВВП страны.
Собственники и руководители обсудили самые актуальные вопросы развития отрасли и пути решения имеющихся проблем. После закрытия некоторых направлений для путешествия за границу в стране возникла острая потребность в качественных, доступных и разнообразных услугах. Потенциал для развития огромный — от популяризации кухни народов России до строительства новых туристических кластеров с особенным, свойственным конкретному региону микроклиматом.
Дикоросы на тарелке
В день открытия форума экспозицию выставки HoReCa Siberia посетил губернатор Новосибирской области Андрей Травников.
Внимание гостей форума привлекали не только изысканные блюда, но и самобытные наряды. На одной из площадок пели, на другой — загадывали загадки. Фото: Андрей Заржецкий
— Новосибирская область вносит свой вклад в открытие и познание российскими и зарубежными туристами нашей страны. Это ставит перед нами новые задачи. Если три года назад мы считали, что у нас номерной фонд гостиниц с хорошим запасом, то уже с прошлого года осознаем, что это не так. Нужно реализовывать новые проекты. Запущен национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», он создает возможности, инструменты, которыми мы пользуемся для того, чтобы развивать туристический потенциал нашего региона, вносить еще больший вклад в познание и продвижение Сибири и всей России в целом, — подчеркнул глава региона.
Фото: Андрей Заржецкий
На открывшейся выставке гости могли увидеть самые различные предложения от предпринимателей из Сибири. Местные широты плодовиты, и на суд зрителей были представлены заготовки из ягод и грибов, орехов и диких трав, мед, рыба, мясо и многое другое. Удивляли умельцы разнообразием предметов декоративного прикладного искусства, украшениями из камня, деревянной посудой. Были представлены также стенды с оборудованием, прицеп для путешествий всей семьей со всеми удобствами и даже небольшой павильон уличной кофейни. Отдельное место на выставке отдали национальной кухне. Блины, пироги, окрошка, квас, морсы пользовались спросом. Главу региона угостили семенухой — гречневой кашей с яйцом, луком и грибами.
Все, что было на стендах выставки, уже является неотъемлемой частью сибирской туриндустрии. Чтобы сделать последнюю более привлекательной и интересной, нужны волевые решения всего бизнес-сообщества.
Миллиарды — в строительство гостиниц
До 2030 года в России на мероприятия, связанные с развитием туризма, планируется направить не менее 400 миллиардов рублей. Об этом на пленарном совещании рассказал директор Департамента развития туризма Минэкономразвития РФ Таймураз Хидзев. Будет продолжена программа льготного кредитования на строительство модульных гостиниц, программа предоставления единой субсидии, направленной регионам на уже разработанные мероприятия.
Туризм в стране развивается, и это, по оценкам специалистов, можно наблюдать по инвестиционной активности. Только за прошлый год в индустрию вложено 800 миллиардов частных средств, что на треть больше, чем в 2022 году. В Новосибирской области на данный момент поддержаны три проекта строительства и реконструкции гостиниц на 370 номеров. Около 400 миллионов рублей планируется вложить в строительство модульных конструкций — это семь проектов на 250 номеров.
Фото: Андрей Заржецкий
Также разработан проект по строительству экопарка «Чкаловские дачи».
На единые субсидии для региона в текущем году из федерального бюджета выделено около 90 миллионов рублей. Под эти средства уже планируется организация функционирования плавательных бассейнов, издание рекламных путеводителей по туристическим маршрутам.
В рамках благоустройства территорий региона планируется восстановить и курортно-оздоровительный комплекс «Речкуновский», на месте которого должна появиться новая гостиница на 270 номеров.
Разнообразие и доступность
Основная ставка в стране делается на внутренний семейный туризм. Специалисты отрасли сегодня пристально следят за спросом и делают выводы. На пленарном заседании отметили, что уже наметились основные тренды, способные повлиять на качество отдыха россиян.
Путешественники сегодня хотят новых впечатлений и разнообразного качественного отдыха. Популярными давно стали благоустроенные глэмпинги и кемпинги — отдых на природе с сохранением привычного уровня комфорта. Сейчас такие направления развиваются все чаще.
На форуме «Дикоросы» присутствовали предприниматели из 30 регионов страны, среди которых делегации наших соседей из Кузбасса, Красноярска, Томска, с Алтая. Фото: Андрей Заржецкий
Не последнюю роль в организации отдыха играют вопросы, связанные с цифровизацией. В частности, электронные путевки на внутрироссийские маршруты планируется ввести с сентября этого года. Отмечается, что функция оформления всего «за пару кликов» очень востребована и ее применение нужно расширять.
К сдерживающим факторам в туриндустрии заместитель генерального директора туроператора Fun&Sun Александр Сирченко отнес отсутствие нормальной инфраструктуры, стоимость перевозки и сезонный фактор. Он же отметил, что отдаленным регионам просто необходимы меры государственной поддержки, которые будут стимулировать спрос. Чтобы показать, что у каждого региона особая красота, нужно сделать ее доступной.
В рамках обсуждения развития гостиничного бизнеса спикеры отметили и недостаток персонала. Если на солнечные приморские территории люди едут работать с охотой, то в Сибирь и на Север заманить не так просто. Качественный сервис, доступность, разнообразие и уникальность — основные направления, которые необходимо развивать, чтобы турист хотел вернуться и гордился своей страной.
Острый кухонный вопрос
Демонстрирующие на выставке талант и мастерство кулинары делали акцент на кухне народов России. Это, по замечаниям рестораторов, вопрос больной.
— В России больше 185 тысяч предприятий, и менее одного процента специализируются на российской кухне, — отметила Екатерина Шаповалова, руководитель проекта «Гастрономическая карта России». — Мы должны говорить о кухне народов России как об обязательном и базовом критерии при открытии новых туристических объектов.
Посетители форума делились собственным опытом и перенимали его у коллег, а также обсуждали актуальные для индустрии проблемы. За три дня на мероприятии побывало около десяти тысяч человек. Фото: Андрей Заржецкий
Специалисты отмечают, что у нас кухня и культура других стран представлены в изобилии, а вот пирожковых или блинных практически нет. Для бизнеса, специализирующегося на российской идентичности, по мнению экспертов, необходимо вводить льготы. Кроме этого, названия организаций должны быть исключительно на русском языке.
Также Екатерина Шаповалова отметила, что именно сейчас производители нуждаются в больших объемах заготовок местных дикоросов и на этом нужно уже сегодня делать акцент.
Глава государства Владимир Путин в послании Федеральному собранию обозначил ключевые направления и цели развития туристической отрасли. В частности, до 2030 года нужно увеличить до 140 миллионов число ежегодных путешествий по стране за счет доступного предложения разнообразных туристических услуг. Кроме того, необходимо вдвое увеличить вклад внутреннего туризма в ВВП страны.
Новосибирская область уже включилась в развитие этого направления и за прошлый год стала лидером Сибири по туристическому потоку — регион посетили 2,8 миллиона гостей. Сегодня область продолжает развивать транспортную инфраструктуру, гостиницы, рестораны, благоустраивает общественные пространства и развивает различные направления туризма — медицинский, научный, гастрономический, оздоровительный.
Известно, что в прошлом году объем господдержки отрасли составил более 44 миллионов рублей. В регионе также внедряются цифровые технологии и сервисы, чтобы людям было удобнее планировать поездку, запущен региональный туристический портал trip2sib.ru.