USD 99.4215 EUR 106.3040
 

Поднятая целина: рекорды и люди

Наталья ИВАНОВА
Фото: архив ИД «Советская Сибирь»
Фото: архив ИД «Советская Сибирь»

Как заложенная в 50-е годы экономическая основа дала импульс развитию многих поселений

Цифра позволила «встретиться» новосибирским целинникам и вспомнить свою ударную молодость. Ветеранам не пришлось тратить время и силы на дорогу в областной центр — они поговорили с помощью телемоста. Разве можно было такое представить в ту пору, когда они пионерами прибыли поднимать не знавшие плуга сибирские земли?

Телемост состоялся в рамках совместного проекта областного совета ветеранов и Новосибирской государственной областной научной библиотеки «Доблесть без срока давности».

Напомним, в 2024 году исполняется 70 лет с начала освоения целины и залежных земель. Как проходила грандиозная молодежная стройка в Новосибирской области и почему деятельность участников называют не иначе как трудовым подвигом, обсудили представители сферы культуры, общественности и студенческих отрядов.

Два миллиона тонн

— Это было послевоенное время, в стране не хватало белого хлеба и зерновых. Поэтому и было решено распахать почти 45 миллионов гектаров в Казахстане, Поволжье, на Дальнем Востоке и в Сибири, — рассказал председатель Новосибирского регионального отделения Всероссийской общественной организации ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Владимир Панарин. — Что касается Новосибирской области, то целинными районами считаются Ордынский, Кочковский, Доволенский, Краснозёрский, Купинский, Карасукский, Чулымский, Коченёвский, Татарский. Только за первые годы было распахано столько гектаров, что уже в 1956 году здесь смогли собрать 100 миллионов пудов хлеба. Это был рекордный урожай — примерно два миллиона тонн. В этом же году Указом Президиума Верховного Совета СССР за освоение целинных и залежных земель Новосибирская область была удостоена ордена Ленина.

На отдаленные территории Новосибирской области отправлялась молодежь не только из Новосибирска, Бердска, Куйбышева, но и других городов страны. Когда началось освоение целины, их было около шести тысяч человек, а за весь период реализации государственной программы на село прибыло 20 тысяч человек.

010-24-05_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

— Естественно, с собой они привезли не только желание поработать, но и субкультуру. Там создавались семьи, развивалась инфраструктура, формировался новый жизненный уклад. Поэтому подъем, который произошел в те годы, безусловно, оправдан, — прокомментировал Владимир Панарин. — Да, есть мнение, что земле был нанесен значительный урон. Тем не менее нам удалось накормить людей, отказаться от продовольственных карточек, вывести жизнь на селе на совершенно иной качественный уровень. Важная государственная задача, оказавшая огромное влияние на развитие страны, а также Новосибирской области, была решена.

Трактористы, прицепщики, каменщики

Осваивать целину ехали по комсомольским путевкам. Так назывались сопроводительные документы, на основании которых молодежь официально направлялась на временную или постоянную работу в малообжитые районы страны. Несмотря на более чем суровые условия, целинники не только выполняли поставленные перед ними задания, но и не теряли оптимистического настроя.

010-24-03_M.jpg

Освоение целинных и залежных земель остается одним из самых ярких примеров трудового героизма, в том числе и для современной молодежи. Фото: Андрей Заржецкий

По мнению непосредственного участника событий Геннадия Аверьянова, трудовой героизм тех лет был обусловлен прежде всего тем, что люди не понаслышке знали о народном подвиге, совершенном в Великую Отечественную войну во имя будущих поколений.

О минусах и плюсах

Одним из участников телемоста, посвященного освоению целинных и залежных земель в Новосибирской области, стал ветеран труда, почетный гражданин Ордынского района Олег Лыков. Как историк-краевед, он длительное время занимался изучением данного вопроса, в молодости тесно общался с целинниками.

010-24-04_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

— Освоение целины — это, несомненно, трудовой подвиг, причем экстремальный, потому что более сложных условий после войны, пожалуй, уже не будет. На пустом месте нужно было построить хозяйство, запустить его и работать. То есть за короткое время следовало построить и производственные помещения, и жилища, и получить технику, а еще сформировать коллектив, обеспечить условия работы.

Если говорить о результатах освоения целины, то с экономической точки зрения, допустим, для Ордынского района они, конечно, оправданны. Там появилось крупнейшее зерновое хозяйство.

010-24-02_M.jpg

Фото: архив ИД «Советская Сибирь» 

Однако и все остальные целинные хозяйства распахали земли примерно столько же и также получили новую технику. Толчок был очень сильным, только в Ордынском районе производство зерна увеличилось вдвое, — рассуждает Олег Михайлович о нанесенном землям экологическом уроне. — Минусов оказалось тоже много, но об этом стало известно позднее, а тогда из вариантов было возрождать Нечерноземье или распахивать степи с разными неудобицами. Было решено, что второе дешево, быстро и не потребует больших затрат.

На второй год освоения целины в совхозе «Пролетарский» Ордынского района, где только начинали закладывать улицы, селились в землянках, люди поняли, что собственными силами с уборкой зерновых не справятся. В подмогу им прислали автоколонну из 800 машин и порядка двух тысяч человек комбайнеров, солдат, студентов. Всех надо было обеспечить работой, организовать питание и многое-многое другое.

Аналогично складывалась ситуация и в других районах Новосибирской области, где осваивали целину. Прибывала молодежь, поступала техника в Доволенский район. Затем тут появились заводы по производству масла, сыра, кирпича, крупные хозяйства, например совхоз «Центральный».

010-24-06.jpg

— Благодаря созданной базе в период, можно сказать, разрушения, которое произошло в 90-е годы ХХ века, эти хозяйства смогли удержаться, а район был и остается сельскохозяйственным, — подчеркнул, выступая на телемосте по видеосвязи, председатель Совета ветеранов Доволенского района Илья Рахманин.