USD 99.4215 EUR 106.3040
 

Что нам даст новая согласованность?

Наталья ИВАНОВА
Фото: Андрей Заржецкий
Фото: Андрей Заржецкий

Регионы договорились развивать крупнейший авиахаб за Уралом и субсидированные пассажироперевозки

Строительство и реконструкция аэропорта Толмачёво позволили региону прилечь дополнительные инвестиции. В прошлом году доля туризма в валовом региональном продукте Новосибирской области составила 18 миллиардов рублей, а по количеству гостей, размещенных в гостиницах, отелях и хостелах, регион стал первым в Сибири.

Ожидается, что в течение пяти лет поток авиапассажироперевозок через Толмачёво достигнет 12,5 миллиона в год, количество маршрутов тоже на порядок увеличится. О перспективах воздушного транспорта вновь зашла речь на XVII Международном форуме и выставке «Транспорт России», куда делегация от Новосибирской области направилась во главе с губернатором Андреем Травниковым на минувшей неделе.

Акцент — на внутренние рейсы

Презентация нашего региона состоялась в рамках пленарной дискуссии «100 лет гражданской авиации. Переосмысливая прошлое — заглядывая в будущее».

Эксперты отметили, что столкнувшаяся с экономическими санкциями гражданская авиация сумела сохранить свой парк на том же уровне, что и полтора года назад. Сегодня это 1165 воздушных судов, предназначенных для перевозки пассажиров.

Как было заявлено на форуме, в целом по стране изменилось соотношение между внутренними и международными перевозками: если в 2019 году было соотношение 40/60 в пользу внутренних линий, то сейчас — 20/80. Пассажиры стали гораздо больше летать внутри страны, притом что у нас сохраняется достаточно большая география полетов и по международным трассам. К нам летают 65 иностранных компаний из 31 государства, и наши российские авиакомпании летают в 24 страны.

Рассматриваются как избыточные

Конкурентным преимуществом отечественной отрасли остается возможность соответствовать тенденциям современности и отвечать на мировые вызовы.

Участники дискуссии пришли к мнению, что в период, когда гражданская авиация и объем пассажироперевозок начали восстанавливаться, актуально прежде всего упростить требования к строительству аэродромов до 1800 метров, потому что они на сегодняшний день рассматриваются как избыточные. Всем этим 104 аэродромам нужны реконструкция или модернизация.

Более девяти миллионов человек

На форуме «Транспорт России» были представлены и комплексные задачи по развитию крупнейшего авиахаба за Уралом. О таковых участникам встречи рассказал губернатор Новосибирской области Андрей Травников.

047-03-03_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

В настоящее время аэропорт Толмачёво обслуживает регулярные рейсы по 83 направлениям, большинство из которых внутренние. Пассажиропоток постоянно растет — уже в октябре он превысил семь миллионов человек, к концу года может составить более девяти миллионов.

— Развитие аэропорта Толмачёво — пример успешного применения механизмов государственно-частного партнерства. Несколько лет назад три основных инициатора — правительство области, компания «Новапорт» и наша исторически сибирская компания S7 согласовали стратегию развития межрегионального авиационного хаба, — отметил губернатор. — Огромное спасибо Президенту России Владимиру Путину, Правительству Российской Федерации за то, что поверили в перспективу аэропорта Толмачёво, и в том числе за выделение федеральных средств. Эффект от развития аэропорта очевидный. Наша амбициозная цель — чтобы из Толмачёво можно было долетать до любого областного центра России, где есть аэродром. За Уралом такую задачу мы уже выполнили. Также приступим ко второй очереди терминала и реконструкции первой полосы — ищем варианты оптимизации нагрузки на федеральный бюджет.

Резерв — во внутреннем туризме

Напомним, в 2019 году был реконструирован Новосибирский укрупненный центр единой организации воздушного движения, а также начал работать самый крупный за Уралом цех бортового питания «Толмачёво Кейтеринг». Недавно введен в эксплуатацию наиболее технологичный и второй по величине в России логистический центр компании «Почта России».

Модернизирована вторая взлетно-посадочная полоса, за счет средств федерального бюджета построены перрон и площадка для обработки самолетов противообледенительной жидкостью, а также экстрасовременный терминал для внутренних и международных линий пассажирских перевозок.

При активном содействии правительства Новосибирской области идет развитие полетной программы компании «Сибирь» как базового перевозчика. Из областного бюджета осуществляется софинансирование межрегиональных авиарейсов. Например, если в 2017 году меры государственной поддержки распространялись на четыре маршрута, то в 2023 году — уже на 29.

Если в 2019 году предоставленные предприятиям авиахаба субсидии в размере 88 миллионов рублей в качестве синергетического эффекта позволили получить 1,25 миллиарда рублей, то в 2022-м показатели составили уже 426 миллио­нов рублей и 2,8 миллиарда рублей соответственно. Ожидается, что к 2025 году доходы новосибирского транспортного авиационного узла превысят три миллиарда рублей.

Что касается ситуации в целом по стране, то в 2024 году в субсидировании программы региональных перевозок задействованы 48 регионов. Ее участниками станут более трех миллионов пассажиров, а развитие программы связано в том числе и с развитием внутреннего туризма.