USD 103.4305 EUR 109.0126
 

Как троглодита научить любить природу

Светлана ФРОЛОВА
На личном примере взрослых у детей формируется экологическое мировоззрение. Однако пример троглодитского отношения к природе, которое демонстрируют некоторые бизнесы, чиновники, самые обычные граждане, учит совершенно иному. Какие-либо учебники, образовательные программы, если они будут противоречить общему движению, не принесут эффекта. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»
На личном примере взрослых у детей формируется экологическое мировоззрение. Однако пример троглодитского отношения к природе, которое демонстрируют некоторые бизнесы, чиновники, самые обычные граждане, учит совершенно иному. Какие-либо учебники, образовательные программы, если они будут противоречить общему движению, не принесут эффекта. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»

Депутаты предлагают просвещать несведущих в вопросах экологии граждан

Как известно, чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Правда, пока еще далеко не все граждане понимают, почему нужно сортировать мусор, где его можно складировать, а где не стоит, почему нельзя сливать продукты жизнедеятельности в водоемы и много чего еще. Хотя как не понимают? Наверное, дело в другом.

Смысл слова «понимание» здесь, скорее, надо было бы трактовать как «понимание степени ответственности за действие или бездействие», а не как «понимание, почему это делать можно, а это — нельзя». Потому что окружают нас, хочется верить, люди образованные, а не доисторические троглодиты с человеческим обликом, обильной волосатостью и неразвитой речью. Ведь экологически образованный человек не станет сливать производственные отходы в речку, пилить ради наживы реликтовый лес и так далее.

Но мы — страна миролюбивая, общество — интеллигентное, а наш законодатель — друг и наставник, а не каратель. Очередная попытка призвать к пониманию смысла экологического поведения, необходимости беречь нашу мать-природу воплощается в законодательный документ.

Про «базовые азы»

На минувшей неделе на заседании комиссии Законодательного собрания Новосибирской области по экологии была создана рабочая группа по разработке областного закона об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения.

По мнению зампреда комиссии по экологии Ярослава Фролова, «прежде чем с кого-то что-то спрашивать, нужно дать людям какие-то базовые азы»:

— Все мы прекрасно понимаем, что вопрос крайне насущный, и много об этом говорится и на разных уровнях, — подчеркнул в начале обсуждения Ярослав Фролов.

С докладом по вопросу о создании рабочей группы по разработке областного закона об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения Новосибирской области выступил инициатор законопроекта, депутат Роман Мурзин.

— Практически на каждом заседании нашей комиссии по экологии участники приходят к выводу о необходимости разработки комплексного подхода к решению задач экологического просвещения населения в Новосибирской области. Потому что зачастую дефицит экологических знаний лежит в основе большей части нарушений природоохранного законодательства.

По словам Романа Мурзина, подобные региональные законы по экологическому просвещению уже приняты во многих субъектах Российской Федерации, например в Республике Алтай, Алтайском крае, Кемеровской, Томской, Иркутской областях — всего в более чем тридцати субъектах РФ.

— Полагаю, что разработка подобного закона как раз будет способствовать обеспечению необходимого комплексного подхода к решению вопросов экологического просвещения. Для этого целесообразно создать в комиссии по экологии рабочую группу, которая займется как раз разработкой этого закона, — отметил Роман Мурзин.

По словам инициатора законопроекта, в состав рабочей группы войдут парламентарии региона от комитета Заксобрания по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политике и комиссии по экологии, а также представители Общественной палаты и региональных министерств — природных ресурсов и экологии, науки и инновационной политики, региональной политики, образования, юстиции — и специалисты комитета охраны окружающей среды мэрии города Новосибирска. Пул экспертов серьезный.

Может, зря экология не школьный предмет?

Председатель комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты Новосибирской области — там тоже есть такая комиссия! — Ирина Хапко отметила, что общественники горячо поддерживают создание рабочей группы и разработку областного закона.

— Региону необходимо не просто сформировать закон, а сформировать программу, по которой будет действовать этот закон, для того чтобы он не был рамочным, — подчерк­нула Ирина Хапко.

И это очень правильно. Ведь у нас, получается, выросло не одно поколение совершенно необразованных в смысле экологии граждан, потому что, как отметила Ирина Хапко, с введением ЕГЭ некоторые школьные предметы, такие как экология, география, биология, вышли в разряд факультативных. «И у нас сейчас большая брешь в экологическом образовании, — отметила общественница. — Причем не только у школьников, то есть детей, но и в педагогическом составе!» Тут следует сделать ремарку: все-таки биология и география преподаются в общеобразовательной школе в качестве основных предметов, по ним даже сдают ОГЭ после 9-го класса. А вот 10–11-е классы могут, видимо, «факультативить» по этому поводу, смотря с каким профилем класс. Если медицинский, то там явно биология будет в приоритете, наряду с математикой и химией.

Что касается высшего образования, Ирина Хапко привела следующую статистику: сегодня только 0,03 процента из всех студентов получают образование в области экологии или природопользования, и лишь 0,04 процента из работающих специалистов повышают свою квалификацию по этому направлению.

— Поэтому у нас сейчас стоит большая задача разработать не только закон, но и программу. И мы готовы активно работать, готовы предоставить любых специалистов из общественных организаций, научно-исследовательских институтов для того, чтобы мы могли разработать не формальный закон. По моему мнению, аналогичные законы Томской области, Приморского края — это законы формальные, которые мало что решают. И хотелось бы, если уж мы взялись в Новосибирской области за этот закон, чтобы он у нас был действенным.

Возможно, если дети будут до 11-го класса изучать и детально разбирать влияние деятельности человека на окружающую среду, то они вырастут культурными с точки зрения экологии людьми и законопослушными гражданами. Не станут живодерствовать, будут мусор сортировать и, став предпринимателями и купив себе автомойку, не будут устраивать сливы в близлежащий ручей. Или, став водителями мусоровоза, вываливать из кузова хлам в березовой роще, а доставят его на полигон.

Проект к декабрю

Законопроект — инициатива с прицелом на благополучное будущее, ведь пока дело делается, пока дойдет до школ, куда еще должны прийти соответствующие педагоги, вырастет еще одно поколение экологически необразованных. По­этому нужно торопиться.

Депутат Денис Субботин поинтересовался, реально ли создать закон до 3 ноября. «Нам нужно не меньше месяца,» — уточнила Ирина Хапко.

— Мы хотели бы в декабре увидеть уже концепцию этого закона, — высказался Денис Субботин. — Пусть там и не будет к этому времени все юридически правильно, но смысловую часть хотелось бы увидеть.

В итоге комиссия утвердила состав рабочей группы, на декабрьском заседании комиссии Заксобрания по экологии планируется заслушать проект концепции, которая ляжет в основу областного закона.

— Все говорят о важности и своевременности экологического просвещения, — резюмировал Ярослав Фролов. — Тем не менее по большому счету, кроме специальных вузов, которые готовят именно специалистов, всеобщего подхода к этой проблеме, к сожалению, пока нет. И данный закон позволит приблизить наших граждан к вопросам охраны окружающей среды. Здесь нам, депутатам, видится важной роль образовательных учреждений, причем начиная с дошкольного возраста. Ведь детей нужно с малых лет учить не мусорить, не ломать деревья, заботиться о животных.