USD 99.4215 EUR 106.3040
 

Доходы из отходов, или Как выполнить невыполнимое

Инна ВОЛОШИНА
Депутат Законодательного собрания Александр Тепляков убежден: выполнить требования федерального закона в том виде, как сейчас, нереально. Но всегда есть возможность искать другие варианты. Фото: Андрей Заржецкий
Депутат Законодательного собрания Александр Тепляков убежден: выполнить требования федерального закона в том виде, как сейчас, нереально. Но всегда есть возможность искать другие варианты. Фото: Андрей Заржецкий

Площадки для утилизации побочной продукции животноводства будут строить на гранты?

Фермеры могут пустить поголовье коров под нож, потому что выполнить требования федерального законодательства им, увы, не под силу. Региональные парламентарии решили взять паузу на месяц, чтобы изучить опыт других регионов.

Бурное обсуждение на заседании аграрного комитета Заксобрания вызвал доклад заместителя председателя правительства — министра сельского хозяйства региона Евгения Лещенко. Речь шла об исполнении федерального закона 248-ФЗ, а именно о вовлечении в оборот побочной продукции сельскохозяйственных предприятий. Этим изящным термином именуются продукты жизнедеятельности животных, а в просторечии — навоз.

Приравнено к ядохимикатам

Суть вопроса в том, что теперь навоз нужно складировать на особых площадках и впоследствии перерабатывать его в органические удобрения. Спору нет, идея неплоха: и природе польза, и дополнительные деньги можно получить. Что греха таить, до последнего времени некоторые нерадивые хозяйства порой просто сваливали отходы производства в кучи на полях и лугах, в прямом смысле слова отравляя атмосферу местным жителям, о чем «Советская Сибирь» не раз писала. Теперь вопрос будут решать законодательно, с помощью площадок. Вот только где взять деньги на эти капитальные вложения? Кстати сказать, колоссальные.

Евгений Лещенко сразу оговорился: действие федерального закона не распространяется на личные подсобные хозяйства. Уже легче. А вот на все остальные сельхозпредприя­тия, включая крестьянско-фермерские хозяйства, распространяется. Ситуация осложняется еще и тем, что пресловутая побочная продукция сегодня по классу опасности приравнивается к ядохимикатам. Со всеми вытекающими последствиями. С точки зрения экологии это, возможно, и оправданно, но жизнь сельчанам не облегчает.

— В соответствии с действующим федеральным законодательством хозяйства должны строить специальные накопительные площадки, — доложил депутатам глава регионального минсельхоза. — Чтобы выполнить все требования, площадки надо помещать либо на глиняной подушке, что в нашем климате нереально, или бетонировать, чтобы продукты жизнедеятельности животных не попали в воду. На сегодняшний день нам необходимо переработать 4,5 миллиона тонн таких отходов.

А бетона-то хватит?

И что же делать с этим колоссальным количеством «доб­ра»? По словам зампредседателя правительства, с одной стороны, не так уж все и плохо: практически все птицефабрики и свиноводческие комплексы оборудованы необходимыми мощностями. Из тех, кто занимается крупным рогатым скотом, такими мощностями на сегодняшний день может похвастать разве что племзавод «Ирмень» — в свое время ныне покойный руководитель предприятия, наш легендарный земляк Юрий Бугаков вложил огромные средства в постройку лагун.

— Чтобы выполнить требования закона, нужно в ближайшее время построить 727 бетонированных площадок, — сообщил Евгений Лещенко. — Для этого необходимо 14 миллиардов руб­лей, из которых 4,5 миллиарда уйдет только на бетон. Его потребуется столько, что все бетонные заводы Новосибирской области не смогут обеспечить необходимое количество. Мы обращались в Минсельхоз Российской Федерации с просьбой об отсрочке — к сожалению, нам отказали. Пока что поступило только шесть проектов строительства специализированных площадок из 727.

По словам Евгения Лещенко, специалисты регионального минсельхоза тщательным образом изучили опыт других регио­нов по данному вопросу. Наиболее интересные практики на сегодняшний день наработаны у наших соседей в Красноярском крае — там сельхозпроизводителям предоставляют гранты в размере 50 процентов от общей стоимости строительства площадки. Возможно, и Новосибирской области стоило бы пойти тем же путем.

Нет поголовья — нет проблемы?

— Вы предлагаете давать гранты тем, кто будет строить площадки? — задал вопрос председатель аграрного комитета Заксобрания Денис Субботин. — О каких суммах вообще идет речь?

Глава регионального минсельхоза пояснил, что проекты существуют разные, в зависимости от количества голов крупного рогатого скота в хозяйстве. Соответственно, и суммы тоже будут разные. К тому же деньги нужно будет отдать не одномоментно — реальный срок строительства площадок составит семь-восемь лет.

— Я просто не представляю, как можно построить площадку, чтобы накапливать и хранить отходы жизнедеятельности 11 тысяч голов, — высказал мнение депутат Олег Бугаков. — Может быть, нам не изобретать велосипед, а использовать, скажем, опыт Беларуси? Там для навоза делают бурты на окраинах паровых полей, а потом органика идет в почву.

Евгений Лещенко ответил на это, что такой подход весьма разумен, но, увы, противоречит федеральному законодательству.

— Понятно, что хозяйства разные и технологии они используют разные, — отметил депутат Роман Яковлев. — Но если даже крупные сельхозпредприя­тия говорят, что это невозможно, то что же говорить о средних и мелких? Фермеры просто вырежут весь скот, да и все.

«Меч занесён над каждым»

Коллегу поддержал депутат Александр Тепляков, отметив при этом, что Красноярский край может себе позволить давать гранты — там бюджет на господдержку сельского хозяйства в 2,5 раза выше, чем у Новосибирской области.

— Надо искать другие возможности, — подчерк­нул Александр Тепляков. — Например, сейчас в Госдуме обсуждается вопрос, чтобы не считать помет животных ядохимикатом. Это бы все упростило. На данном этапе эта задача в принципе невыполнима. А ведь есть еще и прокуратура, которая обязана следить за тем, как выполняются законы. Так что меч занесен над каждым.

Присутствующий на заседании аграрного комитета Заксобрания депутат Государственной Думы Ренат Сулейманов отметил, что от других российских регионов тоже поступали неоднократные обращения по данному вопросу. В свою очередь, старший помощник прокурора Новосибирской области Елена Зерняева, принимавшая участие в заседании в дистанционном формате, отметила, что этот вопрос находится на особом контроле прокурора области.

— Всем районам вынесено предостережение. Федеральное законодательство надо исполнять, — сообщила Елена Зерняева. — Но к нам уже поступали обращения от фермеров. Мы, в свою очередь, обращались в Министерство сельского хозяйства РФ по поводу поддержки малого и среднего бизнеса, ждем их решения.

Денис Субботин выступил с предложением взять тайм-аут на месяц, чтобы за это время детально изучить опыт Красноярского края.

— Кроме того, думаю, нам нужно параллельно как следует проработать вопрос по грантам, чтобы определиться, кому их следует давать, на каких условиях, в каком объеме и так далее. Также предлагаю подготовить обращение в профильный комитет Государственной Думы с тем, чтобы они обратились в правительство (имеется в виду федеральное — Прим. ред.) с предложением об отмене постановления. И нам следует подготовить письмо в прокуратуру Новосибирской области по данному вопросу, — подытожил председатель аграрного комитета регионального парламента.