USD 100.0324 EUR 106.2024
 

Окно возможностей для учёных открыто

Алёна КОВРОВА
Центр компетенций по новым функциональным материалам в НГУ был создан в 2021 году. В нем специалисты занимаются развитием сквозной технологии по новым материалам. Ключевое направление – это выполнение научно-исследовательской опытно-конструкторской работы. Сам центр развивает инфраструктуру НГУ и занимается разработкой программо­образования. Фото: Андрей Заржецкий
Центр компетенций по новым функциональным материалам в НГУ был создан в 2021 году. В нем специалисты занимаются развитием сквозной технологии по новым материалам. Ключевое направление – это выполнение научно-исследовательской опытно-конструкторской работы. Сам центр развивает инфраструктуру НГУ и занимается разработкой программо­образования. Фото: Андрей Заржецкий

В режиме внешнего давления в России могут произойти научные прорывы

Ограничение импорта, разрыв связей с зарубежными партнерами произвели эффект запуска двигателя в российской научной среде. Финансирование направлений, связанных с инновационными разработками, сегодня увеличилось и позволяет молодым специалистам и ученым с мировым именем подумать о проектах, которые долгое время откладывались.

Разработчики оборудования, программного обеспечения, уникальных материалов теперь закрывают потребности по импортозамещению. О том, что происходит в научной среде региона, рассказали представители власти, бизнеса и науки.

Отрицательный… рост

Согласно статистике, приведенной главой регионального министерства науки и инновационной политики Вадимом Васильевым, за два года из России уехало около 400 специалистов. По мнению научного сообщества, ситуация не критичная. Сегодня формируется база молодых ученых, для которых создаются хорошие условия: с подачи федерального министерства образования открываются молодежные лаборатории, выдаются премии, стипендии и гранты. За счет финансовой поддержки разработчики покрывают расходы на материалы, реагенты, оборудование, приборы.

В тот момент, когда часть европейских ученых приостановила взаимодействие с российскими партнерами, команды, занимающиеся реализацией крупных проектов, пере­ориентировали их на внутренний рынок.

— Мы быстро заменили международных заказчиков станций на СКИФе на российских. Какие-то ключевые, критические комплектующие мы тоже смогли сделать. Например, институт ядерной физики разработал важнейший узел для построения кольца. Сегодня это могут сделать две-три компании в мире. Они работали в этом направлении достаточно долго, но сложившаяся ситуация помогла найти в себе силы и ресурсы для закрытия потребности, — рассказал Вадим Васильев.

В научном сообществе отмечают, что внешнее давление открыло окно возможностей. Задачи по импортозамещению — это амбициозный и финансируемый вызов.

В этом году по новым материалам минпромторга создана дорожная карта, позволяющая знакомиться с научными проектами. Одно из направлений карты — «Перспективные материалы и цифровое материаловедение» — включает моделирование и разработку материа­лов, в том числе с экстремальными свойствами. Новосибирцы там представляют проект с применением многостенных углеродных нанотрубок, которые при добавлении в материал придают ему новые свойства — прочность, электропроводность. Например, резина становится очень устойчивой к холодному климату.

— Разработан прототип данных трубок, их производство масштабируется. Первые образцы материалов появятся во второй половине 2024 года, — рассказывает директор компании «Исследовательский комплекс центра технологического обеспечения» и резидент Академпарка Антон Рязанцев.

«Бесшовная» поддержка бизнеса

Сравнительно недавно в новосибирском Центре компетенций национально-технологической инициативы прошла презентация новых проектов. Одним из них стала огневая лаборатория компании «Исследовательский комплекс центра технологического обес­печения». Часть финансирования на реализацию проекта специалисты получили от регионального министерства науки и инновационной политики.

— Благодаря субсидии на трансфер и коммерциализацию технологий мы можем поддерживать такие высокотехнологичные компании и ускорять их развитие, — рассказал министр Вадим Васильев.

Правительство Новосибирской области много лет реализует программы поддержки научных разработок. Для получения помощи нужно собрать документы, добиться одобрения научных и технических экспертиз. В случае успешного прохождения всех этапов первые субсидии поступают в сентябре. Сумма поддержки — 50 процентов от всех затрат. Полученные средства можно направить на научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу с привлечением новосибирских вузов.

В прошлом году на софинансирование проектов выделялось 70 миллионов, в этом году сумма увеличена до 170 миллионов рублей. В итоге средства получат от 40 до 50 проектов. Объем субсидий — три, пять и 10 миллионов. Взаимодействие власти и научного сообщества уже привело к повышению налоговых платежей от получателей в 1,8 раза.

Субсидирование — это только часть взаимодействия правительства, бизнеса и науки. Для эффективного развития министерства сформировали «бесшовную» систему поддержки.

— Мы увязываем инструменты науки и информационной политики с отраслевыми инструментами других министерств, в частности минсельхоза или минпромторга. Поддерживаем идею разработки прототипа, а дальше проект переходит из одних рук в другие. Мы доводим идею до конечного результата, до производства и выпуска конкретной высокотехнологичной продукции, — рассказал Вадим Васильев.

Испытание огнём

В 2021 году на базе Новосибирского государственного университета начал работу Центр компетенций по новым функциональным материалам. Задачей специалистов стало выполнение научно-исследовательской, опытно-конструкторской работы. В текущем году в центре открылся отдел моделирования, к работе которого привлечен вычислительный кластер мощностью около 300 терафлопс (терафлопс — единица измерения производительности компьютеров, один терафлопс равен одному триллиону операций в секунду — Прим. авт.). Кроме того, для центра закупили мощные рабочие станции.

— Невозможно говорить о новых материалах без хорошего отдела моделирования. Он необходим для решения задач по импортозамещению и реинжинирингу, — рассказывает руководитель Центра компетенций НГУ Амиран Векуа.

Сегодня центр добавляет в программу актуальные проекты, среди которых разработка материалов для производства беспилотников.

— Производство беспилотников — это глобальная цель, которая стоит на пирамиде из множества подзадач. Какую-то часть этих подзадач решаем мы. По новым материалам это облегчение беспилотника, незаметность их в разных диа­пазонах. Также это направление по конденсаторам, батареям, — уточняет Амиран Векуа.

Центр компетенций при НГУ ведет непрерывную работу с «Исследовательским комплексом центра технологического обеспечения».

— Мы занимаемся инжинирингом в авиации и энергетике. В приоритете разработка новых прочных композитных, аддитивных материалов. Сотрудничая с центром, мы решаем вопросы, связанные с газовыми турбинами. Создана целая инфраструктура, позволяющая нам проводить комплекс работ по реинжинирингу — сканирование, анализ материала, покрытия, моделирование, подбор российских аналогов, — рассказал глава компании Антон Рязанцев.

Специалисты согласны с тем, что в стране нет всех необходимых комплектующих и технологий, но многие из них можно воссоздать на отечественных площадках.

— В 2019 году мы расследовали аварию на крупной газовой турбине, в которой разрушилась термобарьерная плитка камеры сгорания. Удалось понять, как она работает, из чего сделана, как растет трещина, почему она деградирует. Провели ее реинжиниринг из российских материалов, разработали аналог, подобрали покрытие. В этом году она встала в камеру сгорания на опытную эксплуатацию, — отмечает Антон Рязанцев.

Огневые испытания, которыми занимается компания, должны положительно отра­зиться на пожарной безопасности в отечественной авиа­ции.

— В прошлом году проводили большой проект модернизации лаборатории с поддержкой правительства области, по субсидии. Вложили около 15 миллионов своих средств, шесть миллионов — субсидия. В итоге создали стенд, который позволяет испытывать узел на пожаробезопасность: подвергать его пламени с вибрацией, с механической нагрузкой позади образца и с боковым обдувом около 300 км/ч, чтобы имитировать все условия полета самолета, — рассказал руководитель компании.

Стенд использовался для огневых испытаний самолетов С-21, нового «Суперджета» и нескольких самолетов негражданского назначения, которые разрабатываются в России. Этот же стенд уже модернизирован для испытания деталей авиационных двигателей ПД-14, ПД-8.

Сложнее всего, по утверждениям специалистов, заменить программное обеспечение. На эталонное зарубежное, используемое в авиации, ушло огромное количество сил и средств. Аналог «на коленке» за полгода не создать. Но есть отечественные компании, работающие в этом направлении.