USD 103.4305 EUR 109.0126
 

У региона есть деньги на развитие системы метеонаблюдения, но что мешает?

Инна ВОЛОШИНА
Большая доля выбросов в атмосферу Новосибирска — автомобильные выхлопы, которые усиливают негативное влияние на чистоту воздуха из-за частых и многочасовых пробок на городских магистралях. Фото: Андрей Заржецкий
Большая доля выбросов в атмосферу Новосибирска — автомобильные выхлопы, которые усиливают негативное влияние на чистоту воздуха из-за частых и многочасовых пробок на городских магистралях. Фото: Андрей Заржецкий

В проект «Чистый воздух» Новосибирск тоже хотел бы войти, но, как ни парадоксально, мегаполис не проходит по критериям программы: атмосфера в столице Сибири еще недостаточно загрязнена. В этом доводе сомневаются региональные парламентарии.

Возможность участия областного центра в нацпроекте обсудили на заседании комиссии по экологии Законодательного собрания Новосибирской области. Замминистра природных ресурсов и экологии региона Юрий Марченко сразу расставил точки над «i», объяснив депутатам, почему в данный момент вхождение Новосибирска в федеральный проект «Чистый воздух» невозможно. Дело в том, что существует четкая градация уровней загрязнения атмосферного воздуха: повышенный, высокий, очень высокий и так далее. Участниками федерального проекта могут быть города с очень высоким и высоким уровнем загрязнения — такой уровень должен быть зафиксирован не менее чем три раза за пять лет. В Новосибирске же за последнюю пятилетку высокий уровень регистрировался лишь один раз — в 2018 году.

Ошибка измерения

Но так ли это на самом деле? Как сообщила парламентариям председатель комитета охраны окружающей среды мэрии Новосибирска Мария Сидорова, сегодня в городе имеется десять стационарных постов метеонаблюдения, установленных еще в 70-х годах прошлого века. Поскольку город бурно растет, часть этих постов оказались либо вдоль дорог, либо в зоне жилой застройки. То есть результаты мониторинга априори оказываются несколько искаженными.

012-13-02_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

— Воздух загрязняют не только предприятия, но и автотранспорт, и ТЭЦ, которых у нас четыре. ТЭЦ-3, например, работает на буром угле, — рассказала Мария Сидорова членам аграрного комитета. — Кроме того, есть еще частный сектор, но он, к счастью, сегодня на 85 процентов газифицирован. Также есть так называемые малые объекты — небольшие предприятия, которые тоже загрязняют воздух. Помимо этого, меняется климат: периоды неблагоприятных метеоусловий, когда вредные выбросы не рассеиваются, а накапливаются, становятся более частыми.

По мнению городских властей, чтобы решить проблему, нужно предпринять несколько шагов: например, развивать городской электротранспорт, в частности трамвайную сеть и городские электрички, и продолжить газификацию. Это очевидно. Но для начала неплохо было бы адекватно оценить уровень загрязнения городского воздуха. Для этого необходимо создать сеть современных автоматических постов метеонаблюдения, а также передвижную лабораторию. Но ни город, ни область по закону этого сделать не могут. Точнее, могут, но результаты мониторинга учитываться не будут.

— В программу «Чистый воздух» можно войти только на основании мониторинга, который проводит государственная структура — Рос­гидромет, — подтвердил Юрий Марченко.

С пробками бороться нужно и можно

Первый заместитель мэра Новосибирска Олег Клемешов рассказал, что в свое время мэрия обращалась в Росгидромет с просьбой выделить финансирование на модернизацию городской системы мониторинга, но деньги так и не были получены.

012-13-03_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

По мнению членов экологической комиссии Заксобрания, совершенствовать систему метеонаблюдения, конечно, необходимо, но многое городские власти могли бы сделать уже сейчас.

— Новосибирск — третий город в стране, а по его главной улице, Красному проспекту, идут грузовики, от них пыль, выхлопные газы. Во многих городах есть объездные дороги, а у нас нет, — сказала депутат Ильгиза Лотфуллина.

Стоит отметить, что подобные вопросы, равно как и содержание городских дорог, в частности реагенты и пыль, которые ну никак не способствуют чистоте воздуха, не раз обсуждали на профильном комитете. По мнению депутата Александра Барсукова, около 80 процентов вредных выбросов производит автотранспорт, тем более когда стоит в пробках. Значит, надо бороться с пробками, особенно на выезде из города. Денег на это бюджет выделяет вполне достаточно.

— Думаю, нам стоит еще раз обратиться на федеральный уровень с тем, что Новосибирску необходимы средства для создания современной системы мониторинга уровня загрязнения атмосферного воздуха, — предложил депутат Денис Субботин.