USD 104.2361 EUR 110.2041
 

Зачем нам ФАС

Инна ВОЛОШИНА

Антимонопольная служба не только защищает конкуренцию, но и продвигает ее

О картельном сговоре в клинике Мешалкина, обоснованности тарифов ЖКХ и других нашумевших делах в сфере антимонопольного законодательства читателям «Советской Сибири» рассказывает руководитель Новосибирского УФАС России Сергей Гаврилов.

— Сергей Григорьевич, полтора года назад Президент Владимир Путин подписал Указ о развитии конкуренции. Каким образом антимонопольная служба содействует этому процессу?

— Давайте начнем сначала, так как это очень серьезный вопрос. Хочу напомнить, что на первом же государственном совете после своего избрания наш Президент обратился к этой теме, утвердив национальный план развития конкуренции на 2018—2020 годы. План предусматривает снижение доли государственного участия в конкурентных сферах экономической деятельности, в том числе ограничение создания унитарных предприятий, реформу тарифного регулирования, эффективное предупреждение и пресечение антимонопольных нарушений, приводящих к ограничению и устранению конкуренции на товарных рынках, и поддержку предпринимательской инициативы, включая развитие малого и среднего бизнеса. Внимание к теме развития конкуренции вполне объяснимо. Сегодня страна должна совершить экономический рывок, а сделать это, не обеспечив нормальной конкуренции, невозможно, и тому есть много подтверждений. Все страны — лидеры мировой экономики проходили этот путь.

Фото Аркадия УВАРОВА (архив)

Как повторить экономическое чудо

— Любое экономическое чудо начинается с того, что в стране проводится демонополизация, когда появляется возможность всем компаниям свободно конкурировать на рынке, — продолжает Сергей Гаврилов. — На заседании госсовета, о котором я уже упоминал, Президент впервые собрал всех глав субъектов Федерации и поставил перед ними соответствующие задачи. Затем последовало распоряжение Правительства РФ, которое затронуло 19 федеральных ведомств. Иными словами, была разработана «дорожная карта» по 19 отраслям, а также был утвержден 41 целевой показатель по развитию конкуренции. Например, если речь идет о развитии конкуренции на социально значимых рынках, то целевым показателем будет количество частных детских садов или количество детей, получающих дополнительное образование в частных организациях. При этом каждый субъект Федерации должен разработать еще и собственную «дорожную карту» в соответствии со стандартом развития конкуренции, задействовав не менее 80 процентов общих показателей. Можно и больше, ведь везде своя специфика. В нашем регионе, например, таких показателей 33.

Представители центрального аппарата антимонопольной службы посетили все субъекты Федерации, были организованы встречи с первыми лицами регионов, прошли совещания, специалисты ФАС обсуждали с местными властями, как и что необходимо сделать. Теперь идет разработка «дорожных карт» по развитию конкуренции. 73 региона, и Новосибирская область в том числе, уже утвердили свои проекты.

Закон есть закон

— Какова, с вашей точки зрения, главная цель антимонопольной службы?

— Если коротко — обеспечить в сфере развития бизнеса равенство и законность для всех. И в достижении этой цели много путей. Мы — контрольно-надзорный орган, и этих полномочий никто не отменял. Мы осуществляем контроль над исполнением нескольких законов. Взять, к примеру, закон о рекламе. Здесь нарушений практически нет в отличие от закона о защите конкуренции или о контрактной системе в сфере закупок (44-ФЗ), где мы тоже осуществляем контроль. Не будем забывать и закон о государственном оборонном заказе — это тоже наша сфера ответственности, причем по данному направлению полномочия нашим управлением реализуются на территории всего Сибирского федерального округа. К примеру, мы выявляем недобросовестных поставщиков в сфере оборонного заказа и включаем их в реестр, точно так же как и по закону о контрактной системе в сфере закупок. Случается, что нарушителями закона о государственном оборонном заказе являются компании не только из Сибирского федерального округа, но и из других регионов страны, так как находятся в цепочке кооперации по производству продукции оборонного назначения. Тогда точно так же, как и в отношении местных компаний, возбуждаем дела и наказываем нарушителей.

— К 44-му закону у многих, что греха таить, весьма противоречивое отношение. Много ли нарушений фиксируется в этой сфере?

— Какое бы ни было отношение, закон есть закон, и его надо исполнять. Закон о контрактной системе в сфере закупок, о котором идет речь, динамично развивается, меняется законодательная база. Наверное, не все успевают отследить этот процесс, поэтому в год мы получаем порядка двух тысяч жалоб. А есть еще закон 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Там тоже масса нюансов. С моей точки зрения, он несовершенен. Примет Государственная дума новый закон — будет по-другому. А пока, как правоприменители, работаем с действующим законом. Но хочу сказать, что сейчас Федеральная антимонопольная служба готовит пятый антимонопольный пакет, думаю, с его принятием ситуация изменится к лучшему.

Что касается нарушений в сфере закупок, ежегодно в ходе проверок выявляем более 700 закупок с нарушениями, всего, рассматривая поступившие жалобы и проводя проверки, устанавливаем в год порядка полутора тысяч нарушений. Наиболее распространенными из них являются избыточное требование к характеристикам товаров, «заточка» документации под конкретного поставщика и размещение информации в форматах, непригодных для осуществления поиска, копирования и печати части фрагмента этих данных. А также публикация ПСД в неполном объеме, установление чрезмерно сложной и запутанной инструкции по заполнению заявок, объединение не связанных между собой работ, товаров и услуг в один лот.

— А что можно сказать о сфере ЖКХ? Ни для кого не секрет, что многие считают тарифы на коммуналку завышенными. Насколько обоснованно такое мнение, бывают ли нарушения со стороны ресурсоснабжающих организаций?

— Такие случаи действительно бывают. Наверное, все помнят, когда СИБЭКО хотела поднять тарифы сразу на 17 процентов. Они обосновывали это тем, что всей системе требуется масштабная модернизация, а денег на это нет. Иными словами, хотели переложить затраты на конечного потребителя. Но закон в этом отношении четко говорит: нельзя поднимать тарифы больше чем на 4 процента. Пришлось нам вмешаться, и резкого повышения не произошло.

Фото с сайта pixabay.com

Антимонопольщики вскрывают сговоры между компаниями и организациями, стремящимися нагреть руки на бюджетных потоках. Фото с сайта pixabay.com

Медицинский картель

— В сентябре прошлого года было принято решение о создании в семи региональных управлениях ФАС отделов по борьбе с картелями. Много ли подобных нарушений удается выявлять?

— К сожалению, достаточно много. Вот наглядный пример. В  марте нынешнего года мы провели внеплановые проверки в отношении ООО «Шахтострой», ООО «Сибстройинвест», ООО «Транспортник», в результате которых выявлены признаки заключения антиконкурентного соглашения. Реализация такого соглашения привела к поддержанию цены на шести торгах, предметом которых являлось выполнение горно-шахтных и иных видов работ. Нашим специалистам удалось установить, что все три компании, участвовавшие в торгах, имели одни и те же юридические и фактические адреса, бухгалтер там один и тот же человек, работы собирались выполнять одни и те же люди. Копия решения Новосибирского УФАС с материалами направлена в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 178 УК РФ.

— В каких отраслях экономики подобное происходит чаще всего?

— В первую очередь это строительство, а также дорожное строительство и содержание дорог, и, к сожалению, социальная сфера. Наверное, все помнят ситуацию с проведением закупок в институте Мешалкина. ООО «Компания Фито», ООО «Терра» и ФГБУ «НМИЦ им. академика Е. Н. Мешалкина» на протяжении по меньшей мере последних нескольких лет являлись участниками картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цены на 437 аукционах в электронной форме на поставку лекарственных средств, медицинских изделий, пищевых продуктов (послеоперационное питание) и оказание услуг по перевозке лекарственных средств.

Там было много нюансов: например, установлено, что в ходе торгов использовали единую информационно-техническую инфраструктуру, а также проводили совместную подготовку к участию в аукционах. Материала тогда было собрано немало. Сумма заключенных контрактов превысила 500 миллионов рублей. Участники картеля фактически отказались от конкурентной борьбы, закупки для нужд государственного учреждения здравоохранения осуществлялись по существенно завышенным ценам, что препятствовало эффективному расходованию бюджетных средств. И, к сожалению, подобных схем разработано немало.

— Сегодня много говорят о создании в нашей стране цифровой экономики. Какие вызовы в связи с этим встают перед антимонопольной службой?

— Действительно, сегодня нам приходится решать задачи, с которыми раньше не приходилось сталкиваться. Возьмем, например, те же закупки. Как известно, по закону, чтобы приобрести что-то для государственных и муниципальных нужд, предприятие должно провести процедуру торгов. Понятно, что информация о предмете и условиях торгов размещается в электронном виде. Бывает, что программа сконфигурирована таким образом, что подавляющее большинство потенциальных участников торгов попросту не могут в нее войти. Нарушение налицо. Или другой пример: наши специалисты расследуют возможный сговор, и выясняется, что его заключила программа-робот. Кому предъявлять претензии? Экономика становится другой, значит, и законы должны быть другими. Поэтому центральный аппарат ФАС и готовит пятый антимонопольный пакет, о котором я уже упоминал. Я полагаю, что там все подобные моменты будут предусмотрены.

«Мы были правы»

— Круг полномочий новосибирского УФАС России действительно очень широк. Сколько же человек работает сегодня в управлении?

— Всего штатная численность 54 сотрудника, и это для реализации полномочий на территории Новосибирской области, а по двум направлениям (контроль государственного оборонного заказа и борьба с картелями) — на территории Сибирского федерального округа. В отделе контроля закупок, например, семь человек. Когда открыли отдел по борьбе с картелями, добавили две штатные единицы. Нагрузка на самом деле очень большая.

При этом, как я уже говорил, мы не только защищаем конкуренцию, но и продвигаем ее. Например, проводим публичные обсуждения правоприменительной практики, где стараемся ответить на наиболее актуальные вопросы. Вопросов на таких обсуждениях всегда очень много, и это, на мой взгляд, не может не радовать. Ведь, по большому счету, главная наша цель — добиться того, чтобы закон было выгоднее соблюдать, а не нарушать. Поясню на наглядном примере. Антимонопольная служба долго добивалась того, чтобы отменить внутрисетевой роуминг в России. Сотовые операторы, а это крупные, мощные компании, сопротивлялись, не все шли на отмену роуминга в добровольном порядке, привлекали лучших юристов. С 1 июня вступили в силу поправки к Федеральному закону «О связи». Этим документом ликвидирован роуминг у всех операторов сотовой связи. И знаете, что самое интересное? Прибыль компаний, вместо того чтобы упасть, выросла — возрос объем оказываемых услуг. Думаю, они и сами такого не ожидали. Значит, мы были правы.

— Вас когда-нибудь благодарят за проделанную работу?

— Ну что вы, мы же для всех «плохие». А если серьезно, хоть и нечасто, но такое бывает. Помню такой случай: один директор завода никак не мог прийти к соглашению с ресурсоснабжающей организацией, энергетических мощностей ему не давали. Он обратился к нам. Наши специалисты произвели проверку, выяснилось, что есть нарушения закона, нами было принято соответствующее решение. В итоге руководитель предприятия получил необходимые мощности. Так вот потом при встрече на совместном совещании он много слов благодарности сказал. Но чаще, к сожалению, бывает наоборот.

ФАКТЫ
Сергей Гаврилов 23 года проработал в структуре Министерства путей сообщения, последние 8 лет из которых в должности заместителя директора Новосибирского стрелочного завода. Имеет два образования: техническое (НИИЖТ) и экономическое (СибАГС). В антимонопольных органах с 2000 года. На государственную гражданскую службу поступил, заняв должность заместителя руководителя Новосибирского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. С июня 2004 года по настоящее время замещает должность государственной гражданской службы — руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, многими ведомственными наградами, в том числе присвоено звание «Почетный работник антимонопольных органов».