Кому война…
...а кому мать родна. Это я про автостраховщиков. Как известно, в последнее время стоимость полисов страхования автогражданской ответственности резко возросла. Российский бизнес (так и хочется написать — бессмысленный и беспощадный) собирает с автовладельцев зубодробительную дань. Но на сей раз их алчность перешла все пределы.
Конечно, любой разумный человек согласится с тем, что в принципе страхование — дело хорошее и нужное. Лучше заплатить небольшую сумму и быть уверенным, что в случае форс-мажора страховая компания возместит убытки, а не надеяться на русский авось. Во всем мире эта схема успешно работает, но только не у нас.
Когда в 2003 году ввели обязательное страхование автогражданской ответственности, многие владельцы авто были недовольны, так как считали, что страхование — дело сугубо добровольное. Тогда полис ОСАГО стоил около трех тысяч рублей. Сумма для тех времен немаленькая, но в принципе для нашей семьи подъемная. Шли годы, стоимость полиса менялась то вверх, то вниз, в зависимости от того, какая на тот момент была машина. В прошлом году произошел прорыв — запросили около восьми тысяч рублей. Мы крякнули, но заплатили. Подходит время обновлять страховку. Тут нам уже насчитали около 15 тысяч, хотя страховые компании клялись и божились, что подорожание составит 40 — 60 процентов. И это, обратите внимание, не за новый «Ламборджини» или салонный «Лэнд Крузер», а за пожилого японца мощностью всего-то в 105 «лошадей». И, как говорят, это еще не предел — осенью грядет новое повышение тарифов.
Но и это полбеды. Главная проблема в том, что страховые компании делают все, лишь бы только не выполнять взятые на себя обязательства. Это мы испытали на собственной шкуре. Когда наш новый, из салона, автомобиль попал в аварию, выяснилось, что за неполных два месяца эксплуатации его стоимость, по оценке страховщика, упала более чем в два раза. Это во-первых.
Во-вторых, ДТП произошло в январе, а деньги мы получили только в конце апреля, три с лишним месяца спустя. Сначала техническая экспертиза, потом заседание комиссии, потом еще что-то, потом еще какие-то проволочки… В итоге сумма была гораздо ниже той, которая реально требовалась на ремонт.
Позже довелось общаться с дамой, работавшей в сфере автострахования, и она на условиях анонимности рассказала, что сотрудникам поступают прямые указания всеми способами занижать размер страховой премии и всячески тянуть с ее выплатой. А тем, кто пытался работать честно, грозили разные репрессии, начиная со штрафов и заканчивая увольнением. Расчет прост, как мычание: не всякий автовладелец готов платить деньги за альтернативную экспертизу, а потом тратить время и силы на походы по судам. Особенно если сумма ущерба относительно невелика. Как говорится, с каждого понемножку — не воровство, а дележка…
Между тем, по данным статистики, в 2013 году в нашей области было зарегистрировано 1,04 миллиона единиц транспорта, и это число постоянно растет. За каждую такую единицу надо платить страховку — пускай в среднем по 10 тысяч рублей. Нетрудно подсчитать, какая получается сумма. Речь идет о ста с лишним миллиардах. Сумма, сопоставимая с бюджетом Новосибирской области. И при этом страховые компании жалуются на убытки и говорят о новом повышении тарифов. Не слишком ли вы обнаглели, господа страховщики? Может, пора поубавить аппетиты?