Не экономить на будущем
Депутаты регионального парламента предложили новые пути развития Промышленно-логистического парка
Изменить подходы как к реализации проекта Промышленно-логистического парка (ПЛП), так и к оценке его эффективности — такое решение было выработано совместно депутатским корпусом региона и представителями областного правительства. Исполнение программы «Развитие Промышленно-логистического парка на территории Новосибирской области на 2011 — 2015 годы» проанализировали депутаты сразу нескольких комитетов Законодательного собрания региона.
«Быстрые» деньги для дела
Не экономить на будущем — это знаковое решение приняли депутаты регионального парламента на одной из сессий несколько лет назад, выделяя средства на развитие ПЛП в непростых бюджетных условиях.
— Я помню, как мы в споре решали на сессии вопрос о выделении на ПЛП 1 миллиарда 200 миллионов рублей, — вспоминает председатель комитета Заксобрания по транспортной, промышленной и информационной политике Сергей Титков.
Сейчас, оценивая перспективы дальнейшего формирования этой масштабной площадки развития всего региона, депутаты настаивают на подробной актуализации узких мест проекта.
Такую необходимость выявил анализ Контрольно-счетной палаты (КСП) области, показавший большое количество замечаний по исполнению программы развития ПЛП. Оказывается, вкладывая в собственное будущее, регион пошел опережающими темпами и поставил слишком масштабные задачи. Исполнить задуманное удалось пока не в полной мере, так что в итоге система программных мероприятий не соответствует бизнес-плану проекта ПЛП. По оценке КСП, потребность в средствах на строительство объектов парка в 2011 — 2012 годах была значительно меньше объемов средств, выделенных за этот период из областного бюджета. Не особо порадовали пока народных избранников и доходы парка — в 2012 году они составили около четырех процентов от доходов, предусмотренных в бизнес-плане.
Претензии у ревизоров к идеологам ПЛП были и по перераспределению расходов внутри программы. Но мобильность денег при реализации столь мощного проекта — необходимость. Как пояснил Алексей Хомлянский — председатель совета директоров «Агентства инвестиционного развития Новосибирской области», осуществляющего поддержку проекта ПЛП, программные средства приходилось оперативно отвлекать, если ситуация требовала «быстрых денег», а инвестор не успевал добыть необходимые ему суммы.
— Эти средства полностью восстановлены, — заверил Алексей Борисович.
«Дофинансовая» эпоха прошла
Подобные частные примеры максимально живой работы с инвесторами, как и стратегические задачи возведения привлекательной для них инфраструктуры за бюджетный счет — необходимое условие современной инвестиционной политики. Они и позволяют инвестиционной площадке парка достаточно активно развиваться, несмотря на все сегодняшние сложности. Да, за 2011 — 2012 годы некоторые намеченные целевые показатели программы не достигнуты, но в ПЛП, по словам Алексея Хомлянского, фактически реализуются десять проектов резидентов, еще два — на подходе. И это против трех изначальных инвесторов, робко вступивших на площадки парка еще в «дофинансовую» для ПЛП эпоху в 2010 году.
— В 2007 году ПЛП был создан, и до 2010 года парк не развивался вообще. Первые подвижки — поступление 150 миллионов рублей — начались только в 2010 году. Затем государство должно было принять долгосрочную целевую программу как единственно возможный инструмент бюджетного финансирования данного проекта. Да, этот механизм несовершенен. Поэтому его нужно ежегодно актуализировать, и это уже делается. Сегодня бизнес-план компаний актуализирован. В нем объем бюджетных финансовых ресурсов резко сокращен, — отметил Алексей Хомлянский.
Этот сложнейший период постоянной подстройки под реальность нужно пережить. Ожидаемые цели того стоят, и возможность их достижения отчасти подтверждается сегодня: в ПЛП идут самые разные инвесторы — не только и не столько местные, новосибирские — их всего два в числе резидентов, но и федеральные, и зарубежные.
Далеко не быстрая отдача
Депутаты согласны с правильностью идеологии: такая мощная площадка для привлечения в регион промышленников, логистов, новых технологий, для создания новых рабочих мест региону очень нужна. Но при этом парламентарии не скрывают: они рассчитывали на более быструю отдачу.
— Да, этот объект непростой, но темпы его развития слишком слабы. Может быть, пора что-то начать делать по-другому? В плане привлечения инвесторов использовать еще какие-то дополнительные ресурсы, — говорит заместитель председателя комитета Заксобрания по транспортной, промышленной и информационной политике Илья Воронов.
Председатель комитета Заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Виктор Осин, предложил подготовить законопроект, регламентирующий формирование Законодательным собранием области постоянно действующей в Промышленно-логистическом парке ревизионной комиссии. При этом последнее слово останется за губернатором — утверждать состав ревизионной комиссии будет глава региона. Представители областного правительства заверили, что готовы рассмотреть предложение депутатов. А пока Виктор Осин поинтересовался сроками предоставления ответов на все замечания по реализации проекта.
Несмотря на заявленный депутатами «щадящий режим» общения по столь сложному объекту с новым министром экономического развития Новосибирской области, Галина Бабкина не уклонялась от вопросов. Министр констатировала: все замечания КСП сегодня тщательно прорабатываются, комментарии по поводу замечаний будут готовы, как и положено, в установленный срок — в течение месяца.
— Возможно, нужны какие-то дополнительные организационно-управленческие решения, чтобы не допускать в дальнейшем подобных нарушений, — сказала Галина Бабкина.
Издержки неизбежны
Издержки, и немалые, на пути создания с нуля такой инфраструктурной площадки неизбежны, убежден заместитель председателя бюджетного комитета Валентин Сичкарев. В самом начале пути было ясно: трудности будут. Но вернутся вложения сторицей. К концу реализации программы — к 2015 году — в плане мероприятий предусмотрено, что дополнительно в областной бюджет поступят более 16 миллиардов по налогам и будут созданы более 10 тысяч новых рабочих мест, а общий объем инвестиций ПЛП в экономику Новосибирской области составит более 60 млрд рублей. Поэтому сегодня государство должно создать инфраструктуру, на которую не стыдно будет пригласить серьезных инвесторов.
— Издержки будут, но если мы хотим получить прибыль, то мы должны сознательно идти на них. Пенять на исполнителей просто, но лучше предлагать эффективные пути решения сложившихся недоработок. Возможно, нужно увеличить маркетинговое сопровождение ПЛП с финансовыми выкладками — по какой цене резидент может взять в аренду или выкупить участок парка, а также предлагать более мелкие участки для привлечения малых и средних резидентов. Предлагаю комитету продолжить постоянное курирование этого вопроса, — отметил Валентин Сичкарев.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Анатолий СОБОЛЕВ, первый заместитель губернатора Новосибирской области:
— ПЛП — это один из крупнейших проектов в РФ. Но даже при условии реализации на нашей территории самого крупного проекта в России мы не будем опираться на принцип «лес рубят — щепки летят». Мы обязаны соблюдать законодательство РФ в рамках исполнения любого проекта, а уж тем более знакового для области. По ряду проблемных моментов мы в состоянии уже сейчас аргументированно пояснить и в рабочем порядке снять ряд претензий.
СПРАВКА
Новосибирский Промышленно-логистический парк (ПЛП) является проектом Агентства инвестиционного развития Новосибирской области. Создан в 2007 году согласно распоряжению губернатора Новосибирской области. Общая площадь — 2 000 га. Он входит в десятку крупнейших индустриальных парков России.
Активная работа с резидентами в ПЛП ведется с 2011 года. Так, если в 2010 году в ПЛП было три резидента, то в 2013-м — десять. Также в этот период активно развивается инфраструктура парка.
Сегодня на одной из базовых площадок парка — между автомобильной трассой М-51 и Транссибирской железнодорожной магистралью — практически не осталось не закрепленных за резидентами земельных участков. Активно ведутся работы по освоению второй базовой площадки ПЛП.
Согласно программе развития ПЛП к 2015 году будет завершена работа по выстраиванию инфраструктуры. В настоящее время построены и введены в эксплуатацию объекты инженерной и транспортной инфраструктуры первого пускового комплекса. Ведется строительство второй очереди инфраструктуры ПЛП.
Фактические вложения резидентов в реализацию своих проектов на территории ПЛП — более 15 млрд руб. На начало 2013 года заявленный объем инвестиций резидентов составил более 50 млрд руб.
Программа развития предполагает, что к 2017 году парк окончательно заполнится инвесторами.
ЦИФРА
195 млн руб. прибыли по итогам первого полугодия 2013 года планирует получить Промышленно-логистический парк