USD 76.7519 EUR 90.2833
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Гладкие бумаги и забытые овраги

Виталий ЗЛОДЕЕВ. Фото автора.
146-09.jpg
146-09.jpg



Технические детали вроде: «а если не получит повестку, а если машина управляется по доверенности» во внимание принимались, но подавались общественности как факт, не заслуживающий слишком большого внимания. Главное, мол, что теперь ни одна важная дорога не останется без пристальнейшего внимания бесстрастных камер. Заодно и сотрудников ГИБДД разгрузим. Уже вот-вот 1 августа, и каковы же результаты в Новосибирской области? Говоря откровенно, нулевые.

Один раз увидели…
Презентация первой камеры видеофиксации нарушений, которую ожидали с большим нетерпением, вроде и удалась, а с другой стороны — нет. Казалось бы, и система мониторинга за дорожным движением, разработанная ООО «Сити групп», полностью отечественная и первая за Уралом суперинтеллектуальная: помимо собственно фиксации превышений скоростного режима, она и за интенсивностью движения следит, и метеоданные с места событий передает. Да и вообще спецификацию оборудования прочитаешь, и диву даешься: не камера слежения — космический корабль. На самом деле техника действительно отличная, способная распознавать и прочитывать даже заляпанные грязью номера, работать ночью и при любой скорости движения нарушителя. Подразумевается, что свыше 250 километров в час по нашим дорогам вряд ли кто поедет. Но при всем этом нет ощущения прорыва и переворота. Возможно, лишь из-за отсутствия первых результатов. Которые, есть надежда, не станут последними.

Камеры бывают разными
СМИ, видимо, искренне желающие помочь в благородном деле снижения аварийности и правонарушений на дорогах, потрудились на славу. Водителей загрузили таким количеством информации, что некоторым камеры начали мерещиться на каждом шагу. Действительно, в Новосибирске они уже были установлены в некоторых местах, но исключительно для наблюдения за движением в режиме реального времени, обнаружением пробок и так далее. Сфотографировать нарушителя они не могли, хотя польза, безусловно, была. За прошлый год, например, такая камера отследила около двух миллионов машин, проследовавших через контрольно-пропускной пункт на Бердском шоссе, и в этой огромной массе удалось засечь 53 авто, числившихся в угоне. Кроме того, в последнее время сотрудники ГИБДД вооружались мобильными определителями скорости «Визир», обладающими функциями видеофиксации нарушений. Но, несмотря на все это, руководство областного ГИБДД продолжает говорить, что их служба неважно вооружена технически. Нет оснований не верить, тем более что именно ГИБДД всячески приветствует внедрение новых средств фиксации нарушений. Скептики моментально усмехнулись и сказали «ну-ну».

Кому это выгодно?
Многие водители утверждают, что уж милиции меньше всего. Установка камер видеофиксации подразумевает значительное сокращение сотрудников ДПС, которые так любят притаиться за кустом с радаром. Также не секрет, что зачастую с ними можно было решить вопрос полюбовно. С камерой не решишь — она карает, не взирая. После определения личности и места проживания нарушителя, а этим по-прежнему будут заниматься люди, могут возникать некие душевные терзания у отдельных граждан. Но оставим это на их совести. Так вот, то, как ездит большинство наших водителей, должно бы просто озолотить казну. До нефтяных миллиардов, может, и не дотянем, но если по правде штрафовать всех и за все?! М-м-м, сказка! А коль эти камеры еще и ремень непристегнутый способны засекать, то вот вам дополнительные 500 рублей «с брата».

Если все же отвлечься от стереотипного образа инспектора-мздоимца, то введение камер все же очень выгодно ГИБДД. Платить штрафы до бесконечности вряд ли кто захочет — на Западе нарушителей быстро научили считать деньги. Значит, снизится скорость, а с ней и аварийность на дорогах. По логике — значительно. Вот только торжество логики и закона, судя по всему, слегка откладывается.

За первой ласточкой — пустота
После того, как журналистам продемонстрировали первую в области камеру видеофиксации нарушений (она находится на трассе Новосибирск — Толмачево), последовал момент разочарования. Поводом стал анализ ситуации на совете по безопасности движения при губернаторе области, где обсуждаемый в этой статье вопрос был главным в повестке заседания. После выступления докладчика, высокопоставленного сотрудника областного ГИБДД, губернатор Виктор Толоконский заявил, что он крайне недоволен складывающейся ситуацией.

Правда, вначале был доклад, из которого присутствующие узнали, что по сравнению с первым полугодием 2007-го в нынешнем году и количество ДТП сократилось, и погибших стало меньше: 66 против 79. И про переносные определители скорости было упомянуто, и про 173 тысячи превышений скорости, которые смогли за год зафиксировать сотрудники ГИБДД. Но губернатор хотел слышать о другом.

— Мы говорим об автоматических камерах фиксации, — начал Толоконский, — о том, чем давно оперируют все цивилизованные страны. Зачем закупать переносные системы и продолжать содержать сотрудников ГИБДД на дорогах, если есть автоматика. Кстати, а сколько камер уже закуплено или хотя бы оплачено?

— Пока установлена лишь одна, но мы планируем в ближайшее время оборудовать подобными устройствами пять выездов из Новосибирска, — ответил руководитель областного департамента транспорта и дорожного хозяйства Николай Симонов.

— Пять? — удивился губернатор. — Да нам десятки нужны, и еще сотни муляжей, чтобы водители боялись, чтобы были уверены, что все дороги под контролем. Нужно привить общую культуру поведения на дорогах, поменять менталитет водителя. Вот тут доложили о сокращении жертв ДТП на 13 человек. Меня эти цифры не убеждают, это не показатель, а статистическая погрешность. Не дай Бог, но второе полугодие может все вернуть на круги своя.

Словом, я так понимаю, что камер больше пока нет и никаких конкретных планов тоже. Ну и что мы запишем в решении? Принять информацию к сведению? Хорошо, я принял, но это абсолютно неудовлетворительная информация.

Но это были ягодки…
Однако главную озабоченность высказал губернатор, когда узнал, что каждая система видеофиксации стоит более двух миллионов рублей. Глава области искренне не мог понять, за что платить такие деньги, и даже комментарии по поводу «монтажа и программного обеспечения» его не убедили. Поставив вопрос ребром, Толоконский отыскал в зале технаря из Территориального управления автодорог, который сказал, что «за 1 — 1,2 миллиона рублей тоже можно сделать». «Все равно много», — резюмировал губернатор:

— Честно говоря, я не очень понимаю разработчиков данного закона — он же крайне сложен и дорог в реализации. Но, поскольку иного пути у нас все равно нет, допустим, нам нужно по городу и области 100 точек видеофиксации. 300 миллионов — огромные деньги, ну а что если сократить 500 из 2500 сотрудников ГИБДД. У нас один такой человек обходится областному бюджету в сотни тысяч в год, а радар будет работать гораздо больше. Плюс еще штрафы… Я вам скажу, тут есть над чем задуматься.

Не сомневаюсь, что в этот момент многим в зале хотелось, чтобы губернатор шутил. Даже если и так, и это наверняка была психологическая мера, не стоит забывать про доли шутки и правды. В итоге Толоконский дал всем службам месяц сроку, чтобы разработать четкий и близкий к действительности план мероприятий.

Пока не боятся
Есть веская причина, по которой я так подробно остановился на данном вопросе. Если все решится положительно — отыщутся деньги и не ослабнет политическая воля, — то сей газетный материал станет одним из последних на эту тему. Десятки камер и еще большее количество муляжей не подразумевают публичности о местах их установления. В лучшем случае нам останется лишь публиковать победные реляции об огромном количестве застуканных штрафников. А позже — о неуклонном снижении количества нарушений. Так что придется частично обойтись без журналистов, но нам не жалко, если и впрямь будет польза. Пока же наши водители в большинстве своем ничего не боятся. В тот же день стал свидетелем вопиющего нарушения.

В 6 часов вечера, прямо напротив мэрии, водитель роскошного джипа «Lexus» спокойно развернулся посреди дороги — естественно, там была «двойная сплошная» — и поехал в другую сторону. Он торопился, у него дела. Сомневаться в том, что этот господин регулярно нарушает скоростной режим, даже как-то наивно. И пока именно он и иже с ним — короли дорог.