Где корни?
Жестокостью коррупцию не победить. Пример Петра Первого это подтверждает. Он даже вешал своих губернаторов-коррупционеров, и они месяцами болтались на виселицах. И что?! Через сто с лишним лет, при другом суровом императоре, Николае Первом, были написаны «Ревизор» и «Мертвые души», в которых идеализированное позднее дворянство тотально давало взятки. А потом еще был Салтыков-Щедрин, который о взяточничестве и мздоимстве писал чуть ли не как о генетическом признаке нашего народа.
Ничуть не лучше начиналось и советское время, если вспоминать хотя бы Свердлова, у которого после его ранней смерти нашли золотые слитки. Он что, их успел заработать? Но непонятно, каким образом. Традиционная российская нищета формировала ментальность, помогающую хапугам и ворам. Не подмажешь — не подъедешь. Не украдешь — не проживешь.
Жизнь у нас для большинства никогда не была сладкой. Преодоление трудностей вошло в суть бытия, оно постоянно воспевалось, а то и героизировалось. Далеко не все хотели с этим мириться. Для десятилетий советской власти блат был так же привычен, как сейчас откат. Одно вырастало из другого. И чем хуже и беднее народ жил, тем сильнее и прочнее они становились. С их помощью формировались кланы, ведомственные препоны, элитные ряды, дефициты, пайки и всяческие прикормки. Казалось, коррупция бессмертна, как и мафия. Но вот недавно посмотрел фильм о так называемой ореховской группировке, о подмосковном бандитизме и узнал в очередной раз, что ничего бессмертного нет. Почти все «те» бандиты… убиты. Но вот беда: новые, пусть не столь известные, наросли. Значит, жестокость — это метод кратковременного действия. Нужны какие-то другие, более коренные и эффективные приемы борьбы с беззаконием. К ним я отнесу прежде всего победу над бедностью. Потому что достаток воспитывает независимость, презрение к хапугам и взяточникам. Честно заработанным гордятся. Нечестно заработанного стыдятся.
Мы много лет унижали, а то и проклинали кулаков. Но ведь среди них почти не было взяточников. Они преимущественно своим горбом зарабатывали достаток. Да и русская интеллигенция в массе своей была очень щепетильна во всем, что касалось чести и достоинства. А измельчала она не без «помощи» революций и советской власти. Чувствительность к тому, что недостойно и заслуживает презрения и отторжения, надо воспитывать с младых ногтей. Принуждение всегда проигрывает воспитанию. А оно у нас сейчас — слабое звено. Возможно, самое слабое. Хотя бы потому, что взятки берут в школах, вузах, больницах, во властных органах и в общественных организациях. Моральные критерии в обществе сильно снижены. В сложившейся ситуации, конечно, нужны суровые законы. Но еще, думается, важнее самая суровая правда о том, что мы нравственно больны, и душа у нас не только потемки, но и нуждается в лечении.
АКТУАЛЬНО
EUR 90.2833 