USD 80.0224 EUR 93.7094
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Дед

Подготовила Елена КОСТИНА



Я остановился в сторонке и стал наблюдать за стариком. Он продавал плотницкий топорик, рубанок и фуганок, ненавязчиво рекламируя свой инструмент. И с какой добротой он рассказывал об инструменте! С какой любовью гладил он фуганок из какого-то красного дерева. Я не выдержал и решил подойти послушать. У него были большие широкие ладони, он невольно гладил свой инструмент, как будто прощаясь с ним.

Дед был еще не стар, но было видно, что ему жаль расставаться с инструментом, да и, наверное, с молодостью, так как пока человек работает, он не чувствует старости, забывает о ней.

Я стал внимательнее рассматривать прекрасный инструмент, который, может быть, перешел к нему по наследству от отца. Он был явно не ширпотребом, наверное, дореволюционный. Сталь у тошерика звенела. Мужчина отошел. Дедушка рассказывал про свой инструмент недолго, я решил купить и спросил его: «А сколько он стоит?» Дед ответил... Сейчас, через столько пролетевших лет, не помню, какую он назвал сумму, то ли 80 — 100 руб., а может, и больше. Я достал деньги и передал ему. Казалось, он должен был обрадоваться, что нашелся покупатель и так быстро решился купить, но я не заметил на его лице радости. А когда подавал деньги, у меня мгновенно мелькнула мысль: «А зачем он мне, этот инструмент?» Я решил не брать его, а просто оставить ему в подарок. Но сказал, чтобы дома его никто не неволил продавать: ни жена, ни кто-то из родственников. Это произошло быстро. Я повернулся и, уходя, еще раз крикнул: «Не продавай!» Дед постоял в растерянности и молча, в недоумении, сел на лавку.

Прошло сорок лет, и вот я недавно вспомнил этот случай и решил написать стихотворение, довольно быстро строчки побежали по бумаге.

И вот я его читаю вам. Называется оно «Дед».
В. ЩЕТИНИН.

Как-то мне случайно
на базаре
Встретился еще не старый
дед.
Говорил с мужчиной о товаре,
Глядя с добротой на
инструмент.

Я стоял в сторонке,
наблюдая,
У него был мудрый,
светлый взор,
Русское лицо и борода
большая...
Я шагнул послушать
разговор.

Продать решил топорик
и рубанок...
Тоску и боль услышал
в речи той,
С какой любовью гладил он
фуганок
Своей шершавою рукой.

«Расстаюсь я с ними,
как с друзьями,
Мне их даже нечем заменить!»
Мужчина отошел и встал
за нами...
А я подумал: может,
мне купить?

«Дедушка, а сколько это
стоит? —
Деньги я достал... — Вот,
получай!
Пусть тебя никто в том
не неволит,
Ради Бога, впредь
не продавай!»

С широко раскрытыми
глазами
Дед в недоумении глядел...
«Не продавай!» —
И с этими словами
Я уходил... Он грустно вслед
глядел.