Согреть, но не обжечься
А сегодня речь вот о чём:
— Решила обратиться к вам после того, как прочитала «прямую линию». Меня поразила выдержка женщины, которая заменяет мать беспризорным детям. Вы спросили, как она себя чувствует. И женщина сказала, что нормально, с чиновниками воюет.
А я помоложе, мне шестьдесят четыре года, но при виде нищих «старых и малых» сердце заходится. Понимаю: и всех обогреть нельзя, и для многих попрошайничество — это бизнес. Только бизнес не для всех.
Недалеко от нашего дома жил бомж. Пожилой мужчина. Он сам говорил, что такой жизнью поплатился за то, что сидел. А вообще он был скромный. Осенью я ему отдала красивое кашне и пальто моего умершего мужа — человек был счастлив. И мне от того, что сделала для бомжа доброе дело, на душе легко стало. Я сама предложила бедолагу ещё чем-то порадовать. Может быть, даже осуществить его мечту. Он сказал, что очень хотел бы горячей круглой картошки и чтобы масло на ней таяло. Я пообещала, что такое блюдо сделать — дело нехитрое. Зять должен был привезти картошку через два дня.
Жаль, обещание выполнить не пришлось. Вскоре после того, как я пальто подарила, человека этого убили. Не исключаю, может, даже из-за пальто, потому что пальто не нашли. Убийство осталось нераскрытым.
А я себя корю за тот подарок. Хотя, с другой стороны, и человек почувствовал себя счастливым, и мне было приятно радость принести. Но сейчас я стараюсь в глаза бомжам и нищим не смотреть. Пробегу, а потом настроение портится. Они же люди, которые помощи ждут, а все от них шарахаются!
На Пасху посмотрела фильм «Кука» про смышлёную девочку-беспризорницу. Там всё, как в сказке, закончилось. В жизни для таких людей чаще всего уготован другой финал.
Подскажите, как научиться не реагировать так сильно на чужих неустроенных детей и стариков? Или это просто особенности моей нервной системы, которую уже не изменить? Печально, что пока умираю с каждым несчастным человеком (толком с ним даже не познакомившись), я не смогу так сознательно помогать безнадзорным, как это делает ваша собеседница по «прямой линии».
Екатерина Афанасьевна.
— Вопрос, поднятый вами, Екатерина Афанасьевна, по сути, затрагивает глобальную проблему Добра и Зла. Эти понятия слишком уж сложны и многогранны. Одно легко подменяет собой другое, а иногда то, что мы считаем явным добром, оборачивается наихудшим злом, и наоборот.
Есть ли вообще надежные критерии отличия «добродетели» от «скверны»? Возможно, и есть, но я их не знаю. Однако существуют определенные ориентиры, которые все-таки помогают нам двигаться по жизни с ощущением правильности выбранного пути. Сложность обычно заключается как раз не в выборе направления действия, а в выборе «дозировки» активности. Как говорится, все есть яд и все есть лекарство. Все дело в дозе. Если дал больному ангиной антибиотик — добро. Дал антибиотика больше чем надо — зло (дисбактериоз и прочие неприятные осложнения). Уделил ребенку внимание — добро. Уделил чрезмерное внимание — зло (ребенок уже и не знает, куда скрыться от вашей «любви»). Дал нищему денег — добро. Дал много денег — зло (его за эти деньги убили).
Как же угадать с «дозой»? Это можно сделать легко и естественно, если не мешать самим себе. В роли главной помехи обычно выступают наши чрезмерные страхи. Например, мать любит своего ребенка, но вместе с тем до ужаса боится оказаться плохой матерью. В результате она вынуждена отнимать свою активность от «строительства своей карьеры» или «личной жизни» и отдавать всю энергию на «воспитание» ребенка. Тепло согревает, но слишком много тепла обжигает.
С бомжами активируются другие страхи. Глядя на калеку, прохожий невольно боится оказаться в его положении. Боится стать бездомным, больным, отвергнутым обществом, никому не нужным, жалким человеком, который может «отдать концы» в любую минуту. Брать на себя миссию спасателя и делать как можно больше добра нас заставляет страх того, что нам в старости или болезни некому будет подать пресловутый стакан воды. Чем больше страх, тем труднее нам пройти мимо очередного нищего, и в результате мы вынуждены «умирать» с каждым из них.
Таким образом, Екатерина Афанасьевна, бомжи помогают вам выявить ваши внутренние проблемы. Разобравшись со своими страхами, вы научитесь адекватно помогать людям, оказавшимся «на дне».
АКТУАЛЬНО
EUR 90.2833 