Остановись, мгновенье! Ты — чей-то хрупкий шанс на счастье
при поддержке Новосибирского отделения Детского фонда России и управления образования администрации Новосибирской области родилась акция «Галерея сердец», направленная на развитие семейных форм устройства сирот. А изюминкой этой акции, ее сердцевиной, ее отправной точкой, как ни скажи, все будет верно, стала идея известного фотохудожника Сергея Кристева.
Сергей вел фотосъемку в детских домах Новосибирска и теперь представил свои работы взорам горожан. Это индивидуальные и коллективные портреты девчонок и мальчишек разных возрастов, сделанные с большим вкусом. А также живые картинки из ребячьей жизни, подсмотренные внимательным оком мастера. В этой работе Сергей не склонен был к постановочным кадрам. Впрочем, дадим слово ему самому.
— Сергей, вам пришлось поломать голову над новыми творческими приемами и ходами, неожиданными ракурсами, все-таки сто пятьдесят фотографий?
— Это было легко. Поговорив с детьми, постепенно вживаешься в атмосферу детского дома. Ребятишки очень открытые, они с радостью идут на контакт. Порой сами предлагают идею. Я свободно перемещался по всему зданию, наблюдал, снимал. Для себя сразу решил, что максимально отойду от постановочных портретов, то есть от того, что я обычно делаю в студии. Хотелось показать ребят в быту.
— Есть момент съемки или ребенок, который особенно запомнился?
— Дети все замечательные. Единственное... Немного выбиваются те, кто совсем недавно пришел в детский дом.
— Настороженные?
— Да. Они еще закрытые. Видимо, не успели почувствовать себя маленькой частью большой семьи. Это еще не их дом. Вы знаете, я словно побывал на другой планете, так много открытий и даже душевных потрясений случилось во время съемки. Да, я мог предполагать, что в детском доме ребята обуты, одеты, сыты. Но, как и многие, наверное, полон был предрассудков. К примеру, мне казалось, что они там строем ходят, как в пионерском лагере. Я был чрезвычайно удивлен крайне демократичными, дружескими, доверительными отношениями педагогов и ребят. Нормальная семья. Нередко даже классная семья, в которой никто не обижен и каждый — личность.
— Приходилось ловить себя на том, что у ребячьих глаз недетское выражение?
— У тех, кто постарше. По-моему, они очень хорошо понимают, что скоро им выходить из этих стен в большой мир, который, неизвестно, ждет их или нет. Мне очень жалко этих ребят в том отношении, что они не так приспособлены к взрослой жизни, как их сверстники, которые живут в семье. Они заранее боятся духовного вакуума, одиночества, неустроенности. Наверняка они потом возвращаются в детский дом, просто приходят в гости. Время такое сейчас: обычному человеку сложно. Молодежи не позавидуешь. А этим ребятам трудно вдвойне.
— На ваш взгляд, почему сегодня, в не самый сложный экономический период в нашей стране, так много сирот и так мало взрослых, в том числе одиноких, бездетных, кто решается на усыновление?
— Период все-таки сложный. И зарплаты небольшие, и представители многих профессий не могут найти дело по призванию, а торговать им не по душе. Но, если судить по высокой мерке, конечно, это наш эгоизм. Боимся поступиться чем-то личным, отнять от себя и отдать ребенку. А дети не бывают чужими! Жаль, что не все это понимают.
— Эти ребятишки всегда рады гостям, ходят за вами гурьбой, расспрашивают. Какие вопросы они задавали вам?
— Как все дети. Где бывал? Что видел? Выезжал ли за границу, в Египет в частности? Экзотика всегда притягивает мальчишек, да и девчонок тоже. Интересовались, как я стал фотографом. Про семью не спрашивали. Признаться, я немного опасался, что им, возможно, будет неприятно слышать, что у меня есть дети, и они несколько старше этих ребят…
— Смотреть в их глаза и «не прочитывать» подтекст, точнее, желание обрести папу или маму в любом взрослом, приходящем в детский дом, на мой взгляд, невозможно. Был момент, когда вы почувствовали душевную усталость, опустошенность, как будто всю свою энергию раздали по капле?
— Мне кажется, я ее не ощущал. Если бы позволяло время, я находился бы там и общался с ребятами больше, насколько это возможно. Но съемка велась в нерабочее время, сами понимаете… Вы правы в том, что теперь повернуть назад нельзя. Нельзя сделать вид, что ничего этого не было, и спокойно жить дальше.
— Что будет теперь с вашим проектом?
— Продолжу съемки в других детских домах. Если дадут «добро», я непременно побываю в гостях и у сельских ребятишек. Только один раз мне пришлось столкнуться с непониманием, не буду называть номер детского дома, где отказали в сотрудничестве. Возможно, они не прочувствовали, что и для меня лично, и для всех участников проекта это не чужие дети, что мы пришли с открытым сердцем. Я очень надеюсь, что, побывав на этой выставке, многие люди проникнутся, задумаются всерьез и, возможно, захотят поделиться душевным теплом с маленьким, еще не знакомым им человеком.
На снимках: Сергей Кристев, автор уникальной фотовыставки; Евгения Чурсина была удивлена и обрадована, увидев на стенде своих мальчишек. Женя учится заочно в педагогическом университете и уже третий год работает воспитателем в детском доме номер пятнадцать. «Мои мальчишки все очень талантливые», — говорит она; четырехкратный олимпийский чемпион Станислав Поздняков и председатель попечительского совета областного отделения Детского фонда России Наталья Толоконская говорили о безнравственности разделения детей на своих и чужих, обездоленных и благополучных, беленьких и черненьких. Есть просто дети. И каждый ребенок имеет право расти в настоящей семье. Не важно, родной или приемной. И каждый имеет право на счастье. Счастье, которое мы с вами в силах подарить ему; руководитель проекта «Галерея сердец», исполнительный директор корпоративного благотворительного фонда «Катрен» Кира Дубровина уверена, что детские портреты высекут искры в сердцах посетителей выставки, и судьба хотя бы некоторых из ребят круто изменится. Конечно, к лучшему.