USD 77.8247 EUR 91.1954
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Когда енот не лезет в рот

Светлана ФРОЛОВА
Картинка сгенерирована нейросетью WAN 2.5
Картинка сгенерирована нейросетью WAN 2.5

Про «Чебурашку», «Буратино», «Простоквашино» и всех-всех-всех

«Енот мне в рот», — заявил один из второстепенных героев нового фильма «Чебурашка-2» всей детской аудитории России на новогодних каникулах. В «Простоквашино» персонажи почему-то пьянеют от местного молока, Печкина увозят мрачные санитары. А веселый, смелый и находчивый Буратино из советского фильма превратился в российской версии в нытика с целым букетом детских травм. Хочется спросить кинопроизводителей: за что нам все это?

На минувшей неделе советская и российская киноактриса, политик Елена Драпеко предложила разрешить федеральному Минкульту вмешиваться в творческий процесс, отменив запрещающую это статью в законе о культуре. Такая инициатива прозвучала на заседании профильного комитета Госдумы 14 января 2026 года.

«Остались люди»

Как отметил лопоухий герой, прикидывающийся советским Чебой, во второй части известной франшизы, «без бумажки ты букашка, а с бумажкой — Чебурашка». Поговорим о «бумажках».

Речь на заседании комитета шла о законопроекте № 1089674-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» (в части установления полномочий по утверждению приоритетных тем для государственного финансирования производства национальных фильмов и объемов государственной финансовой поддержки их производства)». Документ был внесен в Государственную Думу 5 декабря 2025 года. Он разработан во исполнение поручения Президента РФ от 15 августа 2023 года № Пр-1593, которое было дано по итогам посещения выставки «Развитие креативной экономики в России» 30 мая 2023 года.

Согласно документу предусматривается возможность ежегодного утверждения приказом Минкультуры России приоритетных тем по категориям фильмов. Цель законопроекта — создание условий для увеличения объема государственной поддержки анимационных фильмов для детей и юношества. В пояснительной записке отмечается, что сохранение количества и качества таких фильмов — одна из приоритетных задач государственной политики в области кинематографии, при этом их производство требует существенных затрат.

На комитете по культуре депутаты обсудили в том числе смысловые составляющие современных российских фильмов для детей, например, таких как «Чебурашка-2», «Буратино» и «Простоквашино», которые ворвались в российский прокат на новогодних каникулах и предсказуемо «сорвали кассу». Вне зависимости от качества кинопродукта известно, что поход в кино — самый простой способ разнообразить длинные выходные для любой семьи. Хотя нынче уже и не для любой: в этом году цены на билеты резко выросли, и далеко не каждая семья из трех человек готова выложить почти три тысячи за поход на сказку.

Кроме дороговизны культурного продукта, у депутатов есть также вопросы по его финансированию и содержанию. По словам депутата Ивана Мусатова, не все из «пятой колонны» отправились за границу. В России «остались люди, которые на Запад уехать не смогли», но если раньше они снимали «звягинщину» (имеется в виду режиссер Андрей Звягинцев. — Прим. авт.), то теперь — сказки. «И получают от министерства и других очень большие суммы на франшизы, — сообщил Иван Мусатов. — Свои своим дают деньги на фильмы. Хотелось бы эти все дела прекратить».

«О чём думает народ, Министерство культуры не заботится…»

Первый заместитель комитета Госдумы по культуре Дмитрий Певцов заявил: «О чем думает народ, министерство культуры не заботится. Я внимательно посмотрел в прошлом году детские фильмы, которые вышли и которые сейчас продолжают выходить. На реплику «других писателей у нас нет» могу возразить — другие писатели у нас есть, как и режиссеры. Но, во-первых, они не получают денег. А во-вторых, если им удается снимать, то они не получают прокат — он, как известно, является у нас отдельной коммерческой структурой от производства фильмов. Раньше СССР, может, и выпускало всего пять шедевров в год, но эти шедевры имели огромный зрительский успех. А сейчас зрительский успех имеют «Чебурашки», которые никакого отношения не имеют ни к детскому кино, ни вообще к кино и искусству. Это вредный кинопродукт, который разлагает наших детей. Не может не быть в кино, где написано «6+», ни одного положительного взрослого персонажа, ни одного положительного мужчины, женщины и ребенка. Не может быть детского кино, где ребенок не видит примера для подражания или какой-то морали, вывода. «Чебурашка» — это не детское кино. Люди взяли франшизу и заработали, извините, бабла. То же самое сейчас продолжается с «буратинами», чудовищными «бременскими музыкантами» и прочим. Все это никакого отношения к детскому кино не имеет», — считает актер и политик.

Кроме того, Дмитрий Певцов подтвердил, что «как давали свои своим, так и продолжают давать, ничего не изменилось», а хорошему, глубокому проекту получить финансирование — «большая удача». На что актриса Елена Драпеко, которая предложила отменить запрещающую вмешиваться в творческий процесс статью в законе о культуре и «вообще дать правительству вмешиваться в творческий процесс», сказала: «Если вы знаете девятую статью, я прошу меня поддержать».

Трудно не согласиться с законодателями. И ведь они еще больше нашего знают, о чем говорят, поскольку сами представляют в том числе киношное сообщество. Остается спросить представителей комитета: отчего этот законопроект так долго зрел, поспев только к году выборов в Госдуму? А успеет ли закон пройти все процедуры и вступить в силу до принятия бюджетов на создание фильмов к будущим каникулам?