«Онко» для беременности — не приговор

Современные технологии вполне позволяют выносить и родить ребёнка даже при поставленном диагнозе
Завтра в Новосибирске стартует научно-практическая конференция «Рак и беременность» — ученые и врачи-практики обменяются результатами исследований и накопленным опытом, чтобы в итоге выработать клинические рекомендации по ведению таких пациенток.
Наверное, многие еще помнят о страшной судьбе российской певицы и актрисы Жанны Фриске: звезда скончалась от опухоли мозга во цвете лет. Тогда ходили упорные слухи, что якобы стремительное развитие болезни спровоцировала беременность певицы. Позже подобные слухи ходили о другой безвременно ушедшей актрисе — Анастасии Заворотнюк. Еще один пример — жена актера Константина Хабенского Анастасия, которая узнала о страшном диагнозе практически сразу после рождения сына. Она умерла от глиобластомы примерно через год — несмотря на все усилия, врачи не смогли ее спасти.
Пять лет назад отправляли на аборт
— Мы должны четко разделять две ситуации: когда на фоне беременности выявляется онкологическое заболевание и когда женщина желает стать матерью после перенесенного рака, — говорит директор Института онкологии и нейрохирургии Национального медицинского исследовательского центра имени Мешалкина, доктор медицинских наук, профессор Алёна Чернышова. — Буквально пять лет назад беременных пациенток, у которых было выявлено онкологическое заболевание, сразу отправляли на аборт. Теперь ситуация иная: практика показывает, что вполне возможно в этом случае осуществлять лечение. Например, проводить химиотерапию начиная с 20-й недели беременности. Если новообразование выявлено не в малом тазу, а имеет другую локализацию, делают лучевую терапию. Скажу больше: на фоне беременности сегодня даже дают общий наркоз — опыт положительный. Конечно, много зависит от локализации опухоли, ее агрессивности, но тем не менее выносить беременность и родить здорового ребенка вполне возможно.
Что же касается возможности иметь детей женщинам, перенесшим онкологические заболевания, то, по словам Алёны Чернышовой, это тоже вполне реально.
Почти 30 здоровых детей
— С 2010 года мы в нашем институте активно внедряем органосохраняющее лечение рака шейки матки, — отмечает эксперт. — Сначала мы проводили такое лечение при заболевании первой стадии, теперь проводим его уже и при второй. Операция называется «радикальная трахелэктомия». За эти годы мы провели 134 таких операции, причем 29 женщин впоследствии родили здоровых детей. Что особенно важно, без применения вспомогательных технологий, то есть они забеременели, выносили детей и родили сами.
Чтобы было понятно, радикальная трахелэктомия — это хирургическое вмешательство, при котором удаляют шейку матки, верхнюю часть влагалища и окружающие ткани, включая некоторые лимфатические узлы. Цель операции — сохранить репродуктивную функцию пациенток с раком шейки матки ранних стадий.
Если же говорить в целом, то, по словам Алёны Чернышовой, в каждом конкретном случае решение о том, сохранять или не сохранять беременность при выявленном онкологическом заболевании, принимает консилиум специалистов, в который обязательно должны входить онкологи, акушеры-гинекологи, репродуктологи, неонатологи.
Белых пятен остаётся немало
Но, кроме рака шейки матки, существует множество других видов и разновидностей онкологических заболеваний. И как на их развитие влияет беременность, еще только предстоит выяснить — в этом вопросе множество белых пятен. По большому счету, почему возникает рак, пока что нельзя сказать однозначно. Специалисты называют лишь факторы риска. Например, длительный стресс, по мнению ученых, может способствовать развитию новообразований, а столь модные сейчас у молодежи вейпы могут вызывать рак полости рта. Безусловно, влияют и генетические изменения.
Научно-практическая конференция, которая соберет врачей и ученых из многих регионов Сибири и Дальнего Востока, как раз и призвана выявить связь беременности и онкологических заболеваний. Ее участники обсудят молекулярно-генетические аспекты сочетания рака и беременности, лекарственную терапию онкологических заболеваний у таких пациенток и возможность проведения у них лучевой терапии.
Кроме того, темами для обсуждения станут особенности хирургического лечения рака, ассоциированного с беременностью, вопросы реабилитации таких женщин, а также возможности применения у больных раком вспомогательных репродуктивных технологий. Иначе говоря, эксперты обсудят, можно ли проводить им процедуру экстракорпорального оплодотворения, которая, по слухам, сгубила Анастасию Заворотнюк.
— Главная цель нашей конференции — разобрать накопленный опыт и выработать клинические рекомендации в каждом отдельном случае, — говорит директор Научно-исследовательского института онкологии Томского национального исследовательского медицинского центра, главный онколог Сибирского федерального округа Евгений Чойнзонов. — Пока таких рекомендаций нет, каждый врач в подобных случаях действует на свой страх и риск. Затем наши рекомендации оценит экспертное медицинское сообщество, а после этого мы передадим их в Министерство здравоохранения РФ. Если оно утвердит их, то эти рекомендации будут на столе у каждого практикующего врача. Да, это достаточно длительный процесс, но другого пути нет.
КОММЕНТАРИЙ
Евгений Чойнзонов, директор Научно-исследовательского института онкологии Томского национального исследовательского медицинского центра, главный онколог Сибирского федерального округа:
— Проблема, о которой идет речь, сегодня актуальна, как никогда. Дело в том, что сейчас онкологические заболевания стремительно «молодеют». И мы, добиваясь излечения наших пациентов, должны обеспечить им достаточно высокое качество жизни. А качество жизни, без сомнения, включает в себя возможность иметь детей, ведь, наверное, каждый рожденный на планете Земля хотел бы оставить после себя потомство. Это задача очень сложная, трудная, но выполнимая. Проблемой ведения беременности у пациенток со злокачественными новообразованиями сегодня активно занимаются ведущие онкологи мира, в том числе коллектив нашего института, а также специалисты Института онкологии и нейрохирургии центра имени Мешалкина.
Злокачественные новообразования — проблема, безусловно, очень серьезная. Но благодаря федеральной программе «Борьба с онкологическими заболеваниями» нацпроекта «Продолжительная и активная жизнь», а также другим федеральным программам нам удалось добиться достаточно хороших результатов в ее решении. Сегодня главная задача врачей-онкологов — вернуть своих пациентов в ту социальную среду, в которой они пребывали до того, как заболели. Проблемы фертильности, вынашиваемости беременности сейчас решает целая команда врачей различных специализаций.
АКТУАЛЬНО


